Копия Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2014 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего
судьи Чудаевой О.О.,
при секретаре Бояркиной С.В.,
с участием представителя истца Сидоркиной Н.А. (доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ года)
представителя ответчика Семыкиной М.Н. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ года)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по <адрес> к <адрес> государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> клиническая больница» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту неопределенного круга лиц предъявило вышеуказанный иск к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> клиническая больница», в котором просит признать бездействие незаконным и возложить на ответчика обязанность устранить нарушения прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что истцом в отношении КГБУЗ «<адрес> клиническая больница» проведено административное расследование. В ходе административного расследования выявлены нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства. По результатам указанных мероприятий ответчик привлечен к административной ответственности, выданы предписания об устранении нарушений санитарного законодательства. При проведении внеплановых мероприятий в июне – ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что указанные нарушения ответчиком не устранены. В целях контроля исполнения предписания назначено проведение санитарно – эпидемиологической экспертизы с проведением лабораторных исследований воздуха на содержание вредных химических веществ в помещениях поликлиники и стационара КГБУЗ ККБ. В ходе проведенной экспертизы было установлено нарушение против порядка управления, в части невыполнения законного предписания об устранении нарушений законодательства. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении. КГБУЗ «<адрес> клиническая больница» продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарных правил, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
На основании вышеизложенного истец просит признать бездействие КГБУЗ «<адрес> клиническая больница» по принятию мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, перечисленного в предписании № № от ДД.ММ.ГГГГ года, п. 15.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Обязать КГБУЗ ККБ устранить нарушения п. 15.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; привести в соответствии с гигиеническими нормативами содержание формальдегида в воздухе помещений кабинетов нефролога № №, цехового терапевта № поликлиники по <адрес> «Б» в <адрес> в концентрациях, не превышающих гигиенические нормативы (не более 0,035 мг/м3), обязать КГБУЗ ККБ устранить нарушения п. 15.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу: привести в соответствии с гигиеническими нормативами содержание гидроксибензола (фенола) в воздухе помещений кабинета кардиолога № поликлиники КГБУЗ ККБ по <адрес> «Б» в <адрес> в концентрациях, не превышающих значения гигиенического норматива (не более 0,01 мг/ м3).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала только в части признания бездействия незаконным, поскольку требования об обязаниии ответчика устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства исполнены КГБУЗ ККБ в добровольном порядке.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время выявленные в ходе административного расследования нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства устранены, протоколы испытательной лаборатории свидетельствуют о том, что воздух в кабинетах № № не содержит каких – либо вредных веществ сверх установленной нормы. Исковые требования о признании бездействий КГБУЗ ККБ незаконными не признала в полном объеме, поскольку считает, что ответчик не бездействовал, предпринимались меры по устранению выявленных нарушений.
Представитель третьего лица ФИО1 здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает возможным иск удовлетворить частично по следующим основаниям.
В силу ст. 46 ГК РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный орган государственной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подавший заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с частью 1,2 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровн) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух устанавливаются санитарными правилами.
На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.19S № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитар» противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.
Согласно п. 1.3. ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» нормативы распространяются на атмосферный воздух городских и сельских поселений.
На основании п. 1.4. ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» нормативы используются при проектировании технологических процессов, оборудования и вентиляции, для санитарной охраны атмосферного воздуха, для профилактики неблагоприятного воздействия загрязняющих атмосферный воздух веществ на здоров населения городских и сельских поселений.
В соответствии с приложением № ГН 2.1.6.1338-03 «Пределы допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных места концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого и косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляю» медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) указанный нормативный акт устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию противоэпидемическому режиму, профилактическим противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Эти санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.
Согласно п. 15.2. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 на рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения).
Вышеперечисленные требования санитарных правил являются обязательными для исполнения юридическими лицами, деятельность которых связана с эксплуатацией лечебных учреждений. При этом в силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Ст. 42 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела специалистами Управления <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года проведено административное расследование на основании обращения главного редактора газеты «Красноярский рабочий» ФИО5, результатов журналистского расследования ФИО6 М.П., опубликованного в газете «Красноярский рабочий» № (26641) от ДД.ММ.ГГГГ г., содержащего информацию о фактах нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», при проведении капитального ремонта в КГБУЗ ККБ.
В ходе административного расследования выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
По результатам мероприятий КГБУЗ ККБ привлечено к административной ответственности, Управлением выданы предписания заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> ФИО7 об устранении нарушений санитарного законодательства № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № ДД.ММ.ГГГГ г.
При проведении внеплановых мероприятий по надзору в ДД.ММ.ГГГГ г. установлено, что КГБУЗ ККБ законное предписание заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> ФИО7 № № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства не выполнено полностью, что подтверждается актом надзорных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № №
Ответчику было предписано устранить следующие пункты предписания № № от 12.03.2013г.: п. 1 нарушения п. 15.2 СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части обеспечения содержания в воздухе помещений кабинетов эндокринолога № 225, нефролога № 233, окулиста №| 226, сурдолога № 344, кардиолога № 336, кардиолога № 334, невролога № 325, УЗИ № 320, УЗИ № 319, спирографии № 317, ЭКГ № 313, кардиохирурга № 311, № 341, сурдолога № 345, выдачи больничных листов № 128, цехового терапевта № 347, кардиолога № 309, кардиолога № 310, инвазивного кардиолога № 312, кардиолога № 335, кардиолога № кардиолога № 339, сурдолога № 342, стоматолога-ортодонта № 350, медсестры № 351, ожогового хирурга № 221, хирурга-эндокринолога № 224, врачебной комиссии № 230, эндокринолога № 227, кассы № 238, представителя страховых организаций № 229, врача-методиста № 237, эндокринолога № 245, заведующей дневным стационаром № поликлиники по <адрес> «Б», <адрес>; кабинет медицинских сестер (анестезиологи) 1 этаж 8 блок стационара по <адрес> «А», <адрес>, формальдегида в концентрация: не превышающих гигиенический норматив, п. 2 нарушения п. 15.2 СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части обеспечения содержания в воздухе помещений кабинетов окулиста № 226, кардиолога № 336, кардиолога № поликлиники по <адрес> «Б», <адрес>, гидроксибензола (фенола) в концентрациях, не превышающих значения гигиенического норматива для атмосферного воздуха населенных мест соответствии с ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
В целях контроля исполнения предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> ФИО7, осуществляющего государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, об устранении нарушений законодательства и установления соответствия (несоответствий) уровня содержания вредных химических веществ в воздухе помещений КГБУЗ ККБ определением № от 08.07.02013 г. назначено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы с проведением лабораторных исследований воздуха содержание вредных химических веществ (формальдегида, гидроксибензола, (фенола), диоктилбензола-1,2-дикарбоната) в помещениях поликлиники стационара КГБУЗ ККБ.
В ходе проведенной экспертизы (экспертное заключение № ДД.ММ.ГГГГ г., протоколы испытаний воздуха закрытых помещений №№ от ДД.ММ.ГГГГ подготовленных ИЛЦ ФБ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», было установлено нарушение против порядка, управления: невыполнение в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ законного предписания № 907/з от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> ФИО7 осуществляющего государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, об устранении нарушений законодательства, а именно: в поликлинике КГБУЗ ККБ по <адрес> «Б», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 до 13:00 обнаруженные концентрации формальдегида превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) (0,035 мг/ м3): в кабинете № (цеховой терапевт) концентрация формальдегида 0,056+/-0,011 мг/м3 (превышение в диапазоне от 1,3 до 1,9 раза), в кабинете № (нефролог) концентрация формальдегида 0,060+/- 0,013 мг/м3 (превышение в диапазоне от 1,3 до 2,1 раза), что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 20; ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г., п. 15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ГН 2.1.6.1338- 03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Согласно представленному КГБУЗ ККБ протоколу измерений и оценки химических факторов воздуха закрытых помещений № 41-ХФ от ДД.ММ.ГГГГ г., выполненному ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» обнаруженные концентрации гидроксибензола (фенола) в воздухе помещения кабинета № поликлиники КГБУЗ ККБ по <адрес> «Б», <адрес> составили - 0,018+/-0,005 мг/ м3, при нормативе (ПДК) 0,01 мг/ м3, что превышает значения гигиенического норматива в 1,3 - 2,3 раза, и является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 20; ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г., п.15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ГН 2.1.6.1338- 03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Как установлено в судебном заседании, в ходе исполнения предписания № 2670/р от ДД.ММ.ГГГГ со стороны администрации ККБ было организовано проведение дополнительных замеров в кабинетах № 233, 347 и 336, указанных в предписании, а также в иных кабинетах поликлиники. Согласно протоколам измерений и оценки химических факторов воздуха закрытых помещений № 130-ХФ, № – ХФ, выполненному ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>», концентрация гидроксибензола (фенола) и формальдегида в кабинете № 336, № 233, № 347, № соответствует установленным нормативам.
Кроме того, согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ мероприятие выполнено. В воздухе помещений КГБУЗ ККБ кабинетов нефролога № 233, цехового терапевта № поликлиники по <адрес> «Б» в <адрес>, установлено, содержание формальдегида в концентрациях, не превышающих значения гигиенического норматива, в соответствии с требованиями п. 15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> в данной части выполнены ответчиком в добровольном порядке, указанные нарушения устранены, суд не находит оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности на ответчика привести в соответствие с гигиеническими нормативами содержание формальдегида в воздухе помещений кабинетов нефролога № 233, цехового терапевта № поликлиники по <адрес> «Б» в <адрес> в концентрациях, не превышающих гигиенические нормативы (не более 0,035 мг/м3), обязать КГБУЗ ККБ устранить нарушения п. 15.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу: привести в соответствии с гигиеническими нормативами содержание гидроксибензола (фенола) в воздухе помещений кабинета кардиолога № поликлиники КГБУЗ ККБ по <адрес> «Б» в <адрес> в концентрациях, не превышающих значения гигиенического норматива (не более 0,01 мг/ м3).
Вместе с тем, требования истца о признании бездействия ответчика по принятию мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, перечисленных в предписании № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку как следует из представленных в материалы дела доказательств, нарушения были выявлены специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> в январе 2013 года в ходе административного расследования. При проведении внеплановых мероприятий по надзору в июне – июле 2013 года установлено, что указанное предписание ответчиком не выполнено полностью. В дальнейшем было организовано проведение экспертизы, в ходе которой также было установлено невыполнение в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания № № ДД.ММ.ГГГГ года. Выявленные нарушения были устранены ответчиком только в ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. за пределами установленного в предписании срока.
Доводы представителя ответчика относительно того, что КГБУЗ ККБ не бездействовало, а предпринимало меры для устранения выявленных специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> нарушений суд находит несостоятельными, поскольку в ходе административного расследования специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> установлен разумный срок для устранения нарушений в сфере санитарного законодательства, кроме того, учитывая, специфику деятельности КГБУЗ ККБ – осуществление медицинской и лечебной функции, где превышение гигиенических нормативов, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье человека, представляет опасность для здоровья больных и персонала лечебного учреждения, создает угрозу возникновения массовых неинфекционных заболеваний, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что ответчик своевременно не принял меры для устранения указанных в предписании № № от ДД.ММ.ГГГГ нарушений, чем допустил бездействие. Таким образом, суд считает необходимым исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> в части признания незаконным бездействия КГБУЗ ККБ удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> клиническая больница» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства – удовлетворить частично.
Признать бездействие Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «ФИО9 клиническая больница» по принятию мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, перечисленного в предписании № № от ДД.ММ.ГГГГ года, п. 15.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» незаконным.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий О.О. Чудаева