РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2020 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:
председательствующего Петрова В.А.,
при секретаре Макеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-524/2020 по административному иску Прокурора Кировского района города Самары в интересах неопределенного круга лиц о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района города Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о прекращении действия права на управление транспортными средствами в отношении Уколова Е.С.
В обоснование административного иска указано, что Прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка законности наличия специальных прав у граждан, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Уколову ФИО5 выдано водительское удостоверение №.
При этом согласно информации ГБУЗ «<адрес>», Уколов Е.С. состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Пагубное употребление каннабиоидов». Взят на наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. В настоящее время имеющийся у пациента диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Таким образом, у ответчика подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, предусмотренное действующим законодательством РФ, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время дает ему право на управление транспортными средствами.
В связи с этим необходимо отметить, что управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В силу требований ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. ФИО1, незаконно пользуясь правом на управление транспортными средствами, осуществляет водительскую деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга ЛИЦ.
В соответствии с 4.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Уколова ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать Уколова ФИО7 сдать водительское удостоверение № в Управление МВД России по <адрес> в целях его аннулирования.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> ФИО3 административные исковые требования поддержала по обстоятельствам, аналогичным изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Уколов Е.С. в судебное заседание требования административного искового заявления признал в полном объеме. Не отрицал описываемые в заявлении обстоятельства. Пояснил, что имеет водительское удостоверение, что состоит на учете у врача нарколога, которого регулярно посещает.
Представитель ГБУЗ «<адрес>» в судебное заседание не явился, но от него поступило ходатайство, в котором просит рассмотреть указанное дело в отсутствие их представителя.
Суд, заслушав представителя административного истца, административного ответчика полагает, иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Пунктом 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии со ст. ст. 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижением тяжести от их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ст. 23 указанного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Так, в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно положениям статьи 5 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 28 данного Федерального закона ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В силу статьи 23.1 и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. При этом перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1064 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Следовательно, при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, правовое значение имеет наличие у гражданина состояния стойкой ремиссии.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу требований ст.24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним: нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст.25 Закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В силу требований ст.26 Закона к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с требованиями ст.23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами порядок выдачи указанного медицинского заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу требований ст.23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которого психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10 - F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно ст.28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п.35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1097 от 24.10.2014 (далее - Правила), российской национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае если подтверждено наличие водителя транспортного средства, медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В силу требований п.27 Правил российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2014 года N 1064 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Клиническими рекомендациями "Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. Синдром зависимости от алкоголя", утвержденными Минздравом России, синдром зависимости - это сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса веществ занимает в системе ценностей больного ведущее место.
В МКБ-10 синдром зависимости от различных видов ПАВ (алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные и снотворные средства, кокаин, другие психостимуляторы, включая кофеин, галлюциногены, никотин, ЛР) рассматривается в одном разделе: F1x.2.
Уточнение вида употребляемого ПАВ проводится по третьему знаку.
Диагноз "Наркомания" устанавливается только в том случае, если ПАВ включено в "Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (Список 1, 2, 3)" [2]. То есть, в случаях зависимости от седативных или снотворных веществ (F13), стимуляторов (F15), галлюциногенов (F16), ингалянтов (F18), употребления нескольких седативных веществ (F19), в коде психические расстройства ставится русская буква "Н", если ПАВ находится в "Перечне..", ставится русская буква "Т", если ПАВ не находится в "Перечне..". В последнем случае расстройство квалифицируется как "токсикомания". Данные буквы устанавливаются в конце шифра (Таблица 1).
В МКБ-10 (международной классификации болезней) синдром зависимости от каннабиоидов имеет код F12.2хх
Установлено, что административный ответчик Уколов Е.С. имеет водительское удостоверение (серия,номер) № выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД О МВД России по <адрес>. Водительское удостоверение имеет категорию: В, В1 (АS),C,C1,М, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации ГБУЗ «<адрес> <адрес>», ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Пагубное употребление каннабиоидов». Взят на наблюдение на основании заключения врачебной комиссии.
Согласно ответу ГБУЗ «<адрес> <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Уколов ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: Самара, <адрес>, состоял на диспансерном наблюдении в ГБУЗ СОКНД с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Пагубное употребление каннабиноидов». И был снят с наблюдения ДД.ММ.ГГГГ по отсутствию сведений длительный период.
При явке Уколова Е.С. на прием к наркологу ДД.ММ.ГГГГ решением врачебной комиссии № диспансерное наблюдение в отношении него с диагнозом «Пагубное употребление каннабиноидов» было возобновлено.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю психиатрия-наркология и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее одного года у пациентов с диагнозом Пагубное употребление.
У пациента Уколова Е.С. объективного, данными регулярного наблюдения наркологом, результатами обследований, проводимых с установленной законодательно кратностью, подтверждения стойкой ремиссии не менее 1 года в настоящее время не имеется.
В настоящее время имеющийся у пациента диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Таким образом, у ответчика подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, предусмотренное действующим законодательством РФ.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377, установленный диагноз является несовместимым с управлением авто - и мототранспортными средствами.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 1 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе, органические, включая симптоматические, психические расстройства (код заболевания по МКБ-10 F00 - F09).
Поскольку при установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 февраля 2020 N 521-О, следует, что законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования порядке. На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1064 до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) у Уколова Е.С. имеется медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Административный ответчик Уколов Е.С. в судебном заседании не отрицал, что состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ «<адрес> <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Пагубное употребление каннабиоидов», в котором проходил соответствующее лечение. В настоящее время не снят с учета в установленном законом порядке, не имеет состояние стойкой ремиссии.
Согласно п.3 ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным
Таким образом, исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о прекращении действия права на управление транспортными средствами подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика Уколова Е.С. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Поскольку, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Кировского района города Самары в интересах неопределенного круга лиц о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Уколова ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать Уколова ФИО10 сдать водительское удостоверение № в О МВД России по <адрес> в целях его аннулирования.
Взыскать с Уколова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решения суда в окончательной форме принято 02 сентября 2020 г.
Судья В.А. Петров