Дело № 33а-10709/2019
Судья Вавикина Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Пермь 5 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Кустовой И.Ю., Никитиной Т.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Нугуманова Рамиля Минсабировича на решение Ординского районного суда г.Перми от 22 августа 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Нугуманова Рамиля Минсабиховича к территориальной избирательной комиссии Ординского муниципального округа об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 13, возложении на территориальную избирательную комиссию Ординского муниципального округа обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 13 - отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., пояснения Нугуманова Р.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Кузнецовой С.Н., полагающей возможным отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Нугуманов Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Ординского муниципального округа, в котором просил:
- отменить решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 13 от 16.08.2019 № 21/06;
- возложить на территориальную избирательную комиссию Ординского муниципального округа обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 1.
В обоснование требований Нугуманов Р.М. указал, что 20.07.2019 он уведомил Территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ординского муниципального округа, 12.08.2019 сдал в ТИК подписной лист на двух страницах с 14 подписями избирателей округа, протокол об итогах сбора подписей и финансовый отчет. 13.08.2019 ему стало известно о том, что подписной лист оформлен с нарушением требованием действующего законодательства, в связи с чем он 14.08.2019 сдал другой подписной лист, однако 16.08.2019 ТИК принято решение об отказе ему в регистрации в качестве кандидата. Указанное решение является незаконным, так как оно не соответствует действующему законодательству. Он не был извещен о том, что подписной лист был оформлен с нарушениями закона, которые были им устранены в установленный избирательной комиссией срок.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит Нугуманов Р.М. в апелляционной жалобе, указывая, что судом первой инстанции при вынесении решения об отказе в удовлетворении его административного искового заявления не учтены положения п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые предусматривают возможность кандидата в установленный срок заменить документ, если он оформлен с нарушением требований закона.
Представитель ТИК Ординского муниципального района в судебное заседание не явился в судебное заседание, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя комиссии.
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 2, 10 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Частью 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 397-ПК «Об образовании нового муниципального образования «Ординский муниципальный округ Пермского края» организация и проведение выборов депутатов Думы Ординского муниципального округа Пермского края первого созыва осуществляются в соответствии с Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае", а в части, им не урегулированной, - в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.
Как следует из материалов административного дела, личного дела кандидата в депутаты Нугуманова Р.М. и установлено судом первой инстанции, на основании ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 397-ПК «Об образовании нового муниципального образования «Ординский муниципальный округ Пермского края» сельские поселения, входящие в состав Орденского муниципального района, преобразованы в муниципальное образование-Ординский муниципальный округ Пермского края.
Постановлениями избирательной комиссии Пермского края от 08.12.2016 №246/09-2 и 06.06.2019 № 86/06-3 сформирована территориальная избирательная комиссия Ординского муниципального округа в количестве 9 членов (л.д. 53-54, 60-61).
ТИК Ординского муниципального округа 09.07.2019 принято решение №08/01 о назначении выборов депутатов Думы Ординского муниципального округа Пермского края, которое опубликовано 11.07.2019 в газете Ординского района «Верный путь» (л.д. 66).
Нугумановым Р.М. 30.07.2019 в ТИК Ординского муниципального района подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по Мало-Ашанскому избирательному округу № 13 в порядке самовыдвижения (л.д. 35-36, 50).
Кандидатом в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по Мало-Ашанскому избирательному округу № 13 Нугумановым Р.М. 12.08.2019 сданы документы на регистрацию, в том числе подписные листы с 14 подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовой отчет.
Территориальной избирательной комиссией 15.08.2019 проведена проверка представленных кандидатом подписных листов, по результатам которой составлены сводная ведомость проверки подписных листов и протокол об итогах их проверки.
Из сводной ведомости и итогового протокола проверки подписных листов следует, что в соответствии с подпунктом «и» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» из 14 представленных кандидатом подписей недействительными (недостоверными) признаны 14 подписей (100 %).
При проведении данной проверки комиссией установлено, что:
- в папке № 1 на подписном листе № 1 отсутствуют сведения о заверении подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, подписной лист № 1 не заверен кандидатом, что не соответствует требованиям ч.6.1, ч.7 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае»;
- в папке № 1 на подписном листе № 2 отсутствуют сведения о кандидате, что не соответствует форме подписного листа согласно приложению № 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Нугумановым Р.М. 14.08.2019 в ТИК Ординского муниципального района подано заявление о принятии подписного листа в количестве одного листа с 14 подписями избирателей.
Решением ТИК Ординского муниципального района № 21/06 от 01.08.2018 Нугуманову Р.М. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (л.д. 9-12).
Исследовав в судебном заседании подписные листы, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 34, частями 5, 8 ст. 37, ч.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 3, 6.1, 7, 8 ст. 35, п. «а» ч. 1, ч. 4, пунктами «з, и» ч. 11 ст. 36, ч. ч. 1, 12 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Ординского муниципального округа об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы Ординского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 13 от 26.08.2019 № 21/06.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что отсутствие в подписном листе сведений о кандидате, заверительной подписи подписного листа лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кандидата в депутаты является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей, в связи с чем ТИК Ординского муниципального округа в рамках предоставленных избирательным законодательством полномочий имела законные основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правильным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. ч. 6.1, 7 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В пункте 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному закону.
Согласно пп. «и» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 35 настоящего Закона.
В соответствии подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), является основанием отказа в регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в пп. «ж» п. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
При рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции проверены представленные Нугумановым Р.М. 12.08.2019 в ТИК Ординского муниципального района подписные листы и установлено, что по своему оформлению и содержанию они не соответствовали вышеуказанным требованиям действующего избирательного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у территориальной избирательной комиссии имелись основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
Доводы апелляционной жалобы Нугуманова Р.М. о том, что положениями пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрена возможность устранения ошибок в подписных листах, которой он воспользовался 14.08.2019, предоставив в избирательную комиссию исправленный подписной лист, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная правовая норма не допускает внесение изменений и исправлений в подписных листах после их представления в избирательную комиссию.
Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ординского районного суда г. Перми от 22 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нугуманова Рамиля Минсабировича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи