Дело № 2-3377/2019
УИД24RS0041-01-2019-000806-97
Категория 2.069г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,
при секретаре Гориной О.А.,
с участием представителя истца Панюкова В.А., представителей ответчика управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска Иванова О.С., Бахова И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевнин И.И. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска о защите пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Алексеевнин И.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что решением ответчика ему отказано в установлении пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в условиях Крайнего Севера. Полагая, что период службы должен быть исчислен в льготном порядке и включен в период работы в районах Крайнего Севера, просит обязать ответчика включить период прохождения службы в Вооруженных силах СССР в 1982 -1983 годах в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить Алексеевнин И.И. страховую пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», взыскать с ответчика в пользу истца возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере 67000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, уполномочил представлять его интересы Панюкова В.А.
Представитель истца Панюкова В.А., действуя на основании нотариально удостоверенной доверенности реестр. № 24/131-н/24-2019-4-507 от 18 марта 2019 года, исковые требования поддержала. Пояснила, что положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено исчисление периода военной службы по призыву в льготном исчислении 1 день службы как 2 дня работы. Не отрицая, что службу истец проходил не в районе Крайнего Севера и имел перерыв между службой и работой более 3 месяцев, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представители ответчика управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска в Иванова О.С., Бахова И.Г., действуя на основании доверенности № 1 от 09 января 2019 года, № 7 от 01 марта 2019 года соответственно, с исковыми требованиями не согласны. Пояснили, что на момент обращения с заявлением об установлении пенсии истец имел неоспариваемый стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии 11 лет 09 месяцев 02 дня, тогда как для назначения пенсии в льготном порядке требуется стаж работы не менее 15 лет. Спорный период службы в Вооруженных силах не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку перерыв между увольнением с военной службы и работой составляет более 5 лет. При этом служба не проходила на Крайнем севере или приравненных к нему местностях.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ред. от 07.03.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ч. 3 и 4 ст. 30 указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как установлено судом, 05 июня 2018 года Алексеевнин И.И., 00.00.0000 года года рождения, обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии (л.д. 54).
Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г.Красноярска № 455546/18 истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа; неоспариваемый стаж работы в районах Крайнего Севера 11 лет 09 месяцев 02 дня, при требуемом 15 лет, что дает право на досрочное назначение пенсии по достижению возраста 56 лет 04 месяца (л.д. 62).
Оценивая правомерность действий управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г.Красноярска, в части невключения в специальный стаж истца периода военной службы по призыву с 18 мая 1981 года по 24 июня 1983 года, суд учитывает, что постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу.
Между тем документов, свидетельствующих, что истец проходил действительную срочную военную службу на Крайнем Севере или в местности, приравненной к Крайнему Северу, не имеется. Как следует из военного билета Алексеевнин И.И. призван в Алашырском районе Чувашкой АССР. Данная местность к Крайнему Северу или местности, приравненной к Крайнему Северу, не относится.
Более того, перерыв между увольнением с военной службы 26 июня 1983 года и трудоустройством 24 октября 1988 года составляет более трех месяцев.
Тогда как только совокупность соблюдения двух условий – служба в соответствующих районах и трудоустройства в соответствующем районе не позднее трех месяцев после увольнения со службы дает право на включение периода службы в специальный стаж.
В связи с чем период службы обоснованно зачтен ответчиком в общий стаж истца календарно.
Требование истца о зачете периода службы в льготном порядке исчисления также не обоснован.
Действительно, положениями ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Однако указанные положения на истца не распространяются, поскольку настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, к числу которых истец в настоящее время не относится.
В период прохождения истцом срочной службы истца 10 мая 1969 года по 20 мая 1972 года в Вооруженных Силах СССР Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» еще принят не был. В тот период действовал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года, который в положениях ст. 78 предусматривал календарное исчисление периодов срочной службы при зачете их в стаж работы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Соответственно, поскольку на момент прохождения службы закон не предусматривал льготный порядок исчисления периода службы при зачете в общий стаж, требования истца Алексеевнин И.И. в этой части не основано на законе.
С учетом изложенного, поскольку истец на момент обращения к ответчику не имел необходимой продолжительности стажа, ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной пенсии с даты обращения – 05 июня 2018 года.
Не достиг соответствующего возраста истец и на момент вынесения судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Алексеевнин И.И. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Т.Н. Вожжова
Копия верна: Т.Н. Вожжова