Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-765/2010 ~ М-725/2010 от 26.10.2010

Дело № 2-765/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                      29 ноября 2010 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г.Г.,

при секретаре Немытых С. К.,

с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В.,

истца - Мазетовой <данные изъяты>

представителя ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района Шестаковой <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах Мазетовой <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Мазетовой <данные изъяты> с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении Мазетовой <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения.

Требования прокурора мотивированы тем, что Мазетова <данные изъяты>. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении Мазетовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ умер. Постановлением главы администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 назначена опекуном Мазетовой <данные изъяты>.. Согласно постановления главы администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мазетова <данные изъяты>. поставлена в льготную очередь на получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое сохранено за Мазетовой <данные изъяты>. право пользования, отсутствует. В 2010 году Мазетова <данные изъяты>. окончила образовательное учреждение ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университете» <данные изъяты>. В настоящее время Мазетова <данные изъяты>. проживает в доме у родственников по адресу <адрес>.      Таким образом, в настоящий момент Мазетова <данные изъяты> являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Мазетова <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджета Пермского края, поскольку на Правительство Пермского края возложена обязанность по выделению из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильем детей-сирот. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации <данные изъяты> района из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Мазетовой <данные изъяты>. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> за счет выделенных Правительством Пермского края средств предоставить вне очереди Мазетовой <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

В судебном заседании прокурор <данные изъяты> на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении, дополнив, что поскольку на день рассмотрения дела в суде в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и предоставления субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, поэтому надлежащим ответчиком является также высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации- Правительство Пермского края.

Истец Мазетова <данные изъяты> исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и дополнила, что является лицом из числа детей-сирот, состоит в льготной очереди на получение жилья. Дом, который принадлежал родителям на праве собственности сгорел. С 7 класса она проживает у сестры ФИО8. С момента окончания обучения, и до настоящего времени собственного жилья он не имеет. В доме сестры ФИО8 только две комнаты, очень мало места, проживает у сестры, потому, что ей больше негде жить. Просит предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края Шестакова <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что средства на обеспечение жильем детей сирот должны поступить из бюджета Пермского края. На данный момент на указанные цели поступили денежные средства в размере <данные изъяты> руб., которые будут израсходованы на приобретение жилья детям-сиротам в порядке очередности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество лиц, нуждающихся в получении жилого помещения составляет 192 человека.. По указанным основаниям просила в требованиях отказать

Ответчик - представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, представленном в суд, ответчик просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указал, что в соответствии с законом Пермского края от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья детям-сиротам. Перечисление субсидий на приобретение такого жилья осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно в полном объеме. Кроме того, в настоящее время Мазетова <данные изъяты> проживает у родственников, если она проживает в качестве члена семьи, то не имеет права на получение жилого помещения.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные отзывы, материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

         Истец Мазетова <данные изъяты> является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители: мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении дочери Мазетовой <данные изъяты>., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9, 14, 15).

Постановлением Администрации <данные изъяты> поссовета от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО8 назначена опекуном над несовершеннолетней Мазетовой <данные изъяты>. (л.д.10).

Постановлением Администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , Мазетова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена в льготную очередь для получения жилья (л.д.11).

В 2010 году Мазетова <данные изъяты> закончила обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования (л.д.12-13).

Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за Мазетовой <данные изъяты> объектов недвижимости не зарегистрировано. За родителями Мазетовой <данные изъяты>. -ФИО2 и ФИО5 объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 16-17,40). То есть у Мазетовой <данные изъяты> отсутствует закрепленное за ней жилое помещение и, какого - либо жилья на праве собственности она не имеет.

Свидетель ФИО8 пояснила, что истица её родная сестра. Мать умерла в <данные изъяты> году, отец проживал в <адрес>. Сестра была прописана в <адрес>, затем дом сгорел. Отец умер, сестра стала проживать с ней. После окончания высшего учебного заведения, сестра проживает у неё. <данные изъяты> членом её семьи не является, так как она уже взрослая, проживает у ней, так как ей проживать негде.

Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Мазетова <данные изъяты> являлась ребенком из числа детей-сирот, не достиг 18 лет, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования не имела в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мазетова <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-путверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

        Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от условия перечисления субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий.

Также исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставиться законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Мазетовой <данные изъяты>. по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края.

        Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее установленной нормы предоставления на семью из одного человека и предоставить вне очереди Мазетовой <данные изъяты> по договору социального найма.

В удовлетворении требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Мазетовой <данные изъяты> на семью из одного человека - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 03 декабря 2010 года.

       Председательствующий:                                                          Г. Г. Частухина.             

.             

2-765/2010 ~ М-725/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокур-р
Ответчики
админ- я Окт. района
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Частухина Г.Г.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
26.10.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2010Передача материалов судье
27.10.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2010Подготовка дела (собеседование)
10.11.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2010Судебное заседание
03.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2010Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее