Мировой судья Волкова Н.Е. УИД 11MS0020-01-2019-001068-47
Дело № 12-324/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е.В.
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
27 ноября 2019 года жалобу Широкова Ю. И. на постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка <адрес> Республики Коми от 08 октября 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 08.10.2019 Широков Ю. И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, Широков Ю. И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава и события административного правонарушения, поскольку при рассмотрении дела мировым судьей не исследован вопрос о законности выставления в его адрес требования о предоставления декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год. Мировым судьей не учтено, что налоговые обязательства по сделке купли-продажи жилой недвижимости им исполнены посредством подачи декларации по упрощенной системе налогообложения. Также указано, что спорное требование он не получал, в связи с чем, не имел возможности его исполнить.
Привлекаемое лицо Широков Ю. И., надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в суд не явился, направив своего представителя.
Представитель привлекаемого лица Широкова Ю. И. Мартынец Е. М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что оснований для возбуждения производства по делу об административном правонарушении не имелось. Также пояснила, что если такое правонарушение имело место быть, то такое правонарушение следовало бы квалифицировать по ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, указала, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии Широкова Ю.И., уведомление о составлении протокола он не получал.
Представитель должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 Межрайонной ИФНС России №1 по РК Мезенцев А. И. с доводами жалобы не согласился, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобы Широкова Ю. И. без удовлетворения.
Заслушав объяснения явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с 05.12.2012 Широков Ю. И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному должностным лицом Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Коми 23.09.2019, Широков Ю. И. не исполнил требование № от <дата> о предоставлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 и/или пояснения и документы об отсутствии оснований для предоставления декларации по форме 3-НДФЛ в течение 5 дней с даты получения требования.
В соответствии ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона состава административного правонарушения, заключается в совершении виновным лицом действий по неповиновению законным распоряжениям или требованиям должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, муниципального контроля, муниципального финансового контроля.
В то же время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит специальную норму об ответственности за аналогичные деяния, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах.
Так, ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Непредставление по требованию налогового органа сведений и (или) документов образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 3 ст.93 Налогового кодекса РФ непредставление по требованию налогового органа сведений и (или) документов будет иметь место по истечении 10 дней после даты получения требования налогового органа или после даты, когда это требование считается полученным (согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении дней с даты направления заказного письма).
В случае, если налоговый орган установил более короткий срок представления документов (например, 5 дней), а лицо, у которого они истребованы, не представило их по прошествии 10 дней, бездействие этого лица также подлежит квалификации по ч. 1 ст. 15.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также следует иметь в виду, что субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только граждане и должностные лица (за исключением индивидуальных предпринимателей).
Согласно примечанию к ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статьях 15.3 - 15.9 и статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Как разъяснено в п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 №18, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица; указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.
В случае если непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, совершено индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, они подлежат налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст.126 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, действия (бездействие) Широкова Ю. И. неверно квалифицированно как должностным лицом налогового органа, так и мировым судьей по ч. 1 ст. 19.4Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для отмены постановления мирового судьи от 08.10.2019 и прекращения производства по делу на основаниип.3 ч.1 ст. 30.7, п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 08 октября 2019 года о признании Широкова Ю. И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Широкова Ю. И. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е. В. Щенникова