Дело № 2-591/2020
УИД 10RS0008-01-2020-001331-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием истца Денисова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова А.А. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Денисов А.А. обратился в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, жилое помещение, в котором он зарегистрирован, признано непригодным для проживания, жить ему негде, вынужден снимать квартиру, в связи с чем просит обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» обеспечить его жилым помещением по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Медвежьегорского района.
С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
В судебном заседании истец Денисов А.А. поддержал заявленные требования, пояснил, что просит предоставить ему жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время проживает в жилом помещении своего приемного родителя, иного жилья нет, планирует и в дальнейшем проживать на территории Медвежьегорского района, трудоустроиться.
Ответчик Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлен отзыв относительно заявленных требований, в которых указывается, что денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из бюджета Республики Карелия не предоставляются, в специализированном жилом фонде муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» свободные жилые помещения отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, а в случае удовлетворения иска – предоставить срок исполнения решения суда до 30.06.2021 с учетом времени, необходимого для получения субвенции и осуществления закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило отзыв, в котором указало сведения о размере субвенции на осуществление государственных полномочий, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по Медвежьегорскому муниципальному району. Просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Денисов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации Паданского сельского поселения от 30.03.2011 №13 «О признании жилья пригодным (непригодным) для проживания» квартира, расположенная по адресу <адрес>, признана непригодной для проживания.
11.04.2011 постановлением Администрации Паданского сельского поселения №23 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Денисов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с последующим предоставлением жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 28.06.2013 №1035 «Об установлении факта невозможности проживания Денисова Андрея Александровича в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания Денисова А.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>.
Денисов А.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району под №2. До настоящего времени жилым помещением в установленном порядке не обеспечен. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных на имя истца правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный указанным выше Законом Республики Карелия порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.
Исходя из изложенного, истец Денисов А.А. подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П, которым предусмотрено, что благоустроенные жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, однократно предоставляются указанным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договора социального найма.
Вместе с тем Денисов А.А. просит предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке, что не предусмотрено частями 1, 18 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», согласно которым включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологической последовательности, по дате и времени поступления заявления (представления) в уполномоченный орган.
Доводы ответчика относительно необходимости установления срока для исполнения решения суда до 30.06.2021 судом отвергаются как не основанные на законе, при этом суд учитывает, что ответчик не лишен права обратиться в установленном для этого порядке в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного постановления.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Денисову А.А. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2020 года