Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9924/2016 ~ М-10077/2016 от 07.10.2016

Мотивированное решение изготовлено

25.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2016 года                    

    Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре <ФИО>3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ГУ МВД России по Свердловской области о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов прохождения службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан,

У С Т А Н О В И Л:

Истец <ФИО>1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.

Истец <ФИО>1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, последняя занимаемая должность – заместитель начальника отдела – начальника полиции ОМВД России по г.Полевскому, при увольнении со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), получил ДД.ММ.ГГГГ ответ из Департамента государственной службы МВД России об отказе в зачете в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России периодов службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан.

Отказ был мотивирован тем, что между Россией и Республикой Казахстан в настоящее время отсутствует соглашение, позволяющее производить зачет выслуги лет для назначения пенсии сотрудников следственных комитетов государств.

При увольнении расчет выслуги лет истца составил в календарном исчислении – 23 года 04 месяца 13 дней; в льготном исчислении – 25 лет 00 месяцев 20 дней.

ДД.ММ.ГГГГ приказом л/с были внесены изменения, касающиеся выслуги лет, основание – письмо ДКС МВД, на основании которого выслуга истца составила в календарном исчислении – 21 год 11 месяцев 04 дня, в льготном исчислении – 23 года 07 месяцев 11 дней.

Истцу согласовали в Пенсионном фонде расчет по выслуге в следующем виде: не включили в выслугу лет в календарном исчислении и, соответственно, в льготном исчислении, службу в ГСК Республики Казахстан сроком 1 год 7 месяцев.

В новом расчете выслуга лет в календарном исчислении – 21 год 11 месяцев 4 дня, в льготном – 23 года 7 месяцев 11 дней.

Истец просил включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном следственном комитете Республики Казахстан, в том числе период нахождения в распоряжении Департамента Государственного следственного комитета по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец требования иска поддержал по предмету и основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, действующая по доверенности, в судебном заседании требования иска не признала, в иске просила отказать. По существу пояснила, что между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует соглашение, позволяющие произвести зачет указанного периода в выслугу лет истцу.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено судом и не оспаривается сторонами, что Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ подполковник полиции <ФИО>1 – заместитель начальника отдела – начальника полиции ОМВД России по <адрес>, был уволен по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении – 23 года 04 месяца 13 дней, в льготном - 25 лет 00 месяцев 20 дней.

Как следует из послужного списка истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ он был откомандирован в распоряжение УГСК по <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – разведчик отдела скрытого наблюдения Управления оперативной службы УГСК по <адрес>; ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – освобожден от занимаемой должности и зачислен в резерв ГСК РК; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ – откомандирован в распоряжение УВД <адрес>; ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – разведчик отдела разведывательно-поисковых мероприятий Управления оперативной службы УВД <адрес>.

Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, установлен Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными РФ либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми РФ либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения».

Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992 следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники СНГ 24.12.1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ».

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24.12.1993 пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 2 Соглашения от 24.12.1993 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 24.12.1993 не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.

Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.

Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию РФ, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.

Спорный период не подлежит учету при решении вопроса о назначении истцу пенсии по выслуге лет в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13.05.2004 № 01-1/7-03, подлежащее применению на территории Российской Федерации, определяет, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24.12.1993 носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают.

Понятие «сотрудник органов внутренних дел» определено в национальном законодательстве государств-участников Соглашения от 24.12.1993. На момент принятия Соглашения оно имело одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава реформированных органов было приравнено государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.

В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются. Государства-участники Соглашения от 24.12.1993, производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24.12.1993, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

При этом в решении указано, что анализ национальных нормативных актов государств-участников Соглашения от 24.12.1993 показывает, что проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.

Как следует из указанного Решения, Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20.06.1997 № 136-1 в статье 60 предусматривает, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной власти Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел.

Международных соглашений, предусматривающих взаимный зачет периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии в Государственном следственном комитете Республики Казахстан и МВД России, не заключалось.

Соглашение стран СНГ «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств» от 24.12.1993 регулирует вопросы пенсионного обеспечения только в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Между тем, Государственный следственный комитет Республики Казахстан был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 06.10.1995 № 2513 «Об образовании Государственного следственного комитета Республики Казахстан» и упразднен в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан от 05.11.1997 № 3731 «О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» с передачей ему функций Комитету национальной безопасности Республики Казахстан и МВД по Республике Казахстан.

Правовой статус Государственного следственного комитета Республики Казахстан устанавливался Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 21.12.1995 № 2706 «О Государственном следственном комитете Республики Казахстан и его органах».

Учитывая изложенное выше, Государственный следственный комитет Республики Казахстан не входил в структуру органов внутренних дел, а являлся самостоятельным органом государственной власти Республики Казахстан.

Следовательно, периоды службы <ФИО>1 в Государственном следственном комитете Республики Казахстан не подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России.

Архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ Информационно-аналитического центра Департамента внутренних дел <адрес>, указывающие на то, что прохождение службы истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном следственном комитете Республики Казахстан, а также в период нахождения в распоряжении Департамента Государственного следственного комитета по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приравнивается к прохождению службы с правоохранительных органах Республики Казахстан (в органах внутренних дел), таким доказательством быть не могут, поскольку противоречат международным соглашениям и законодательству Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске <ФИО>1 к ГУ МВД России по Свердловской области о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов прохождения службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.

Судья        

2-9924/2016 ~ М-10077/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Епишев Петр Владимирович
Ответчики
ГУ МВД РФ по СО
МВД России
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Реутова Аня Александровна
Дело на сайте суда
verhisetsky--svd.sudrf.ru
07.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2016Передача материалов судье
11.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2016Подготовка дела (собеседование)
27.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2016Судебное заседание
25.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2017Дело оформлено
06.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее