Дело №2-3556/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2015 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Фроловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.А. к администрации Пушкинского муниципального района о признании незаконным постановления незаконным, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Т.А. обратился в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района о признании незаконным постановления, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований истец указал, что он является участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. 05.10.2012г. он обратился в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью реализации права на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. 04.10.2012г. он постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> на основании договора о вселении и пользовании квартирой, заключенного с ФИО1 03.10.2012г. Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от 14.12.2012г. он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 15.03.2013г. он заключил брак с гражданкой Молдовы ФИО2, которая также не является нанимателем или собственником жилых помещений на территории РФ. Постановлением руководителя администрации Пушкинского муниципального района от 18.07.2013г. истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г. Однако 08.09.2014г. он был исключен из состава участников подпрограммы на основании письма Министерства строительного комплекса Московской области от 16.06.2014г., согласно которому нуждающимися признаются только граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, а также постоянно проживающие на территории области не менее 5 лет. Данное решение истец считает незаконным, поскольку на учет он принят как лицо, имеющее право на предоставление жилого помещения в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета - в порядке Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в этом случае на него не распространяются положения жилищного законодательства, согласно которым гражданин имеет право состоять на учете в том случае, если он признан малоимущим и проживает на территории Московской области не менее 5 лет.
В судебном заседании истец Т.А. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Пушкинского муниципального района ФИО3 иск не признала.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением, справкой войсковой части 3217 (л.д.15).
Постановлением администрации <адрес> от 14.12.2012г. № Т.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (л.д.21).
Постановлением администрации <адрес> от 18.07.2013г. № Т.А. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы (л.д.27-28).
26.07.2013г. администрацией Пушкинского муниципального района в адрес Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства направлен список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы, изъявивших желание получить Государственный жилищный сертификат в планируемом 2014 году с целью включения в Сводный список участников по Московской области на 2014 год (л.д.29-32).
Министерством строительного комплекса Московской области список рассмотрен и письмом от 17.06.2014г. рекомендовано в целях недопущения фактов нецелевого расходования бюджетных средств повторно рассмотреть на общественной жилищной комиссии вопрос о правомерности признания Т.А. нуждающимся в жилых помещениях. Министерство строительного комплекса <адрес> указало, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на однократное обеспечение жилой площадью в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются только граждане, признанные в установленном порядке малоимущими. Иного порядка признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не существует. Кроме того, ч.1 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005г. №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определено, что право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма имеют граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях и постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет (л.д.39-40).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от 08.09.2014г. № Т.А. исключен из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Этим же постановлением признаны утратившими силу постановление от 14.12.2012г. № «О признании гр.Т.А. - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий», от 18.07.2013г. № «О признании гр.Т.А. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.10-11).
Истец относится к категории граждан, имеющих право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон РФ от 15.05.1992г. №1244-1), что подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, справкой войсковой части 3217 о том, что Т.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии в 30-колиметровой зоне Чернобыльской АЭС с 27.04.1986г. по 02.05.1986г. (л.д.15, 16).
05.10.2012г. истец обратился в администрацию Пушкинского района с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как гражданина, относящегося к категории ликвидаторов последствия аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.14).
Согласно п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1992г. №1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Статьей 15 Закона РФ от 15.05.1992г. № предусмотрена мера социальной поддержки гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 указанного Закона, в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: 1) жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и признаны малоимущими; 2) жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Истец был снят с учета нуждающихся лишь по тому основанию, что он его семья не признана малоимущей и проживает на территории Московской области менее 5 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Как следует из преамбулы Закона, настоящий Закон устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета малоимущих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, Закон Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
Между тем, как следует из положений ст.49 ЖК РФ, закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося, право которого на получение жилого помещения установлено федеральным законом и за счет федерального бюджета (ч.3. ст.49 ЖК РФ) - Законом РФ от 15.05.1992г. №1244-1. Указанным законом не установлено таких требований, как длительность проживания на территории субъекта Российской Федерации и признание малоимущими.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Пушкинского муниципального района от 08.09.2014г. № «Об исключении Т.А. из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.г.» принято без учета требований Закона РФ от 15.05.1992г. № и ч.3 ст.49 ЖК РФ и нарушает право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Т.А. к администрации Пушкинского муниципального района о признании незаконным постановления незаконным, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Пушкинского муниципального района от 08.09.2014г. № «Об исключении Т.А. из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района восстановить Т.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2015г.
Судья: