Дело № 2-2915/ 2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.08.2013 года Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Хабаровой О.В.,
при секретаре Незамеевой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко М.А. к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», администрации г.Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Свердловской области о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Спорное жилое помещение представляет собой комнату <№> в общежитии, расположенном по адресу: <...>.
Руденко М.А. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», администрации г.Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований Руденко М.А. указала, что согласно договору социального найма <№> от 28.06.2011 Руденко М.А. была предоставлена комната <№> в общежитии по <...>.
В настоящее время в спорной комнате в общежитии по <...> зарегистрирован один человек: Руденко М.А.
Здание по адресу: <...>, находится в хозяйственном ведении у Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран».
Руденко М.А. в Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» было подано заявление о заключении с ней договора бесплатной передачи в собственность жилого помещения (договора приватизации) в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В удовлетворении заявления отказано в силу того, что дом <№> по <...> в ЕМУП БТИ города Екатеринбурга учтен как общежитие.
Здание по указанному адресу формально числится общежитием, что является препятствием к бесплатной передаче в собственность занимаемого истцом жилого помещения предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Изменение целевого использования здания от имени собственника в лице Российской Федерации невозможно, поскольку нет уполномоченного на это органа власти.
Руденко М.А. указывает, что в настоящее время помещения в доме <№> по <...> в городе Екатеринбурге не используются для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, как предусмотрено ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, а являются местом постоянного проживания граждан. Это означает, что дом <№> по <...> в городе Екатеринбурге фактически общежитием не является.
Считая отказ в приватизации жилого помещения незаконным, Руденко М.А. просит признать за ней право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, поскольку в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти жилые помещения в собственность. Право приватизации ею не использовано.
Истец Руденко М.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщила, доверила представлять свои интересы в суде представителю по доверенности Белякову С.Б., который в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указал, что поддерживает доводы, изложенные ранее в ответе на имя истца, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом и в срок, представил отзыв, в котором указал, что спорное жилое помещение в территориальной государственной базе федерального имущества не значится, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставил решение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно ст. 5 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Согласно ст. 109 ЖК РСФСР, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии с п. 10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 328 от 11.08.1988 г. (в редакции постановления Правительства РФ № 726 от 23.07.1993 г.), жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между истцом и Федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» заключен договор социального найма <№> от 28.06.2011 о предоставлении Руденко М.А. в пользование по месту жительства постоянно одной жилой комнаты <№>, находящейся в государственной собственности, общей площадью 53,2 кв. м по адресу: <...> для проживания.
Из материалов дела следует, что жилой дом общей площадью 2518,5 кв. м, инв. <№> по <...> включен в Реестр федерального имущества, правообладателем (на праве хозяйственного ведения) является Специализированное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» на основании Приказа ТУ ФАУФИ по СО от 28.10.2005 <№>.
На основании приказа Территориального управления по Свердловской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <№> от 28.10.2005, в целях эффективного использования государственного казенного имущества Российской Федерации, руководствуясь Гражданским кодексом Российской федерации, в связи с обращением ООО «Азия-Европа» от 21.10.2005 и обращением ФГУП «Экран» от 21.10.2005, учитывая фактическую непередачу государственного федерального казенного имущества в муниципальную собственность, за ФГУП «Экран» закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество площадью 2518,5 кв.м., расположенное в г Екатеринбурге по <...>, указанный объект недвижимости исключен из перечня имущества, подлежащею передаче в муниципальную собственность.
Распоряжением Территориального управления по Свердловской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <№> от 10.10.2006 внесены изменения в приказы, вместо ФГУП «Экран» следовало читать: «Специализированное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран».
Здание общежития по <...> принято в федеральную собственность, включено в реестр федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
В соответствии с п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 г., органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов (утверждения плана приватизации предприятия (изменений в план приватизации предприятия) оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
В соответствии со ст.7 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из данной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социальною найма.
При этом отсутствие решения об исключении соответствующею дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Общежитие по <...> в г. Екатеринбурге предназначалось для передачи в муниципальную собственность, но впоследствии в связи с непередачей в муниципальную собственность, имущество было передано в федеральную собственность.
В соответствии с приказом <№> от 18.03.2009 и.о. директора Специализированного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» изменено правовое положение дома по <...> путем снятия статуса общежития и закрепления статуса жилого дома.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на судебный запрос от 05.08.2013, в ЕГРПН отсутствуют сведения об объекте недвижимости - комнаты <№> расположенной в д.<№> по <...>.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно договору социального найма <№> от 28.06.2011 Руденко М.А. Федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» была предоставлена комната <№> в общежитии по <...>.
В настоящее время в спорной комнате в общежитии по <...> <...> зарегистрирован один человек: Руденко М.А.
До передачи жилого помещения в муниципальную собственность и федеральную собственность, лицом, предоставившим общежитие, законность предоставления истцу спорной комнаты не оспаривалась, иные притязания со стороны владельца жилого фонда отсутствовали.
Согласно ст. 64 Жилищного Кодекса Российской Федерации переход нрава собственности на занимаемое истцом жилое помещение по договору социального найма не может повлечь за собой расторжение или изменение условий договора.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. от 20.05.2002) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 11 названного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
Согласно ст. 7 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политике в Российской Федерации» (в редакции от 06.05.2003) государственный жилищный фонд в себя включает ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, а также фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд па праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями. казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 18 вышеуказанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятии, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Поскольку в соответствии со ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения может быть только изолированное жилое помещение, а истец занимает одну изолированную комнату, суд считает, что в соответствии со ст.1 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец вправе ставить вопрос о приватизации данного жилого помещения.
Из сведений ЕМУП БТИ г. Екатеринбурга, Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области следует, что право бесплатной приватизации истцом Руденко М.А. не использовано.
Судом полностью проверено право на приватизацию истца Руденко М.А., право на приватизацию ею не использовано, все необходимые документы для приватизации собраны, однако здание по адресу <...> формально числится общежитием, что является препятствием к бесплатной передаче в собственность занимаемого истцом жилого помещения предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Изменение целевого использования здания от имени собственника в лице Российской Федерации в настоящее время невозможно, поскольку нет уполномоченного на это органа власти, что существенно нарушает права истца на приобретение жилья и улучшение своих жилищных условий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца, о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░░ 53,2 ░░.░. ░░░░ <№> ░ ░░ <...> ░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░░ 53,2 ░░.░. ░░░░ <№> ░░ <...>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.08.2013.
░░░░░: