Решение
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи: Орловой Л.А.
при секретаре: Болдыревой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по иску Бурдина ЮГ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленного районах г.о. Самары о признании права на страховую пенсию
Установил:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленного районах г.о. Самары, в котором просит: признать право на назначение страховой пенсии по старости, включить в страховой стаж период военной службу в рядах ВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать назначить пенсию с момента обращения за назначением страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением установленного законом возраста в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ответчика в назначении указанной пенсии ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не включен период военной службы по призыву в рядах Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Капелюшная А.С., полномочия подтверждены доверенностью, иск не признала, просила в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 ст. 35 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приведенных выше положений следует, что продолжительность стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году составляет не менее 8 лет, при этом величина индивидуально пенсионного коэффициента должна составлять не менее 11,4.
Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Бурдин ЮГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленного районах г.о. Самары с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФР в Кировском и Промышленных районах г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого для назначения пенсии индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4. Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) истца установлен учреждением ПФР в размере 10,082, что меньше допустимого минимума. При определении ИПК в расчет стажевого коэффициента ответчиком принят стаж продолжительностью 12 лет 01 месяцев 25 дня. При этом при определении права на пенсию не учтен период военной службы истца по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, Бурдин Ю.Г. проходил службу в рядах Вооруженных сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Управления по делам обороны города Актобе Министерства обороны Республики Казахстан № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании: НС № б/с.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативным правовым актом, регулирующим право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшим в период прохождения Бурдина Ю.Г. службы в армии, являлось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 109 указанного Постановления в стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (подп. "к").
Таким образом, действующее в период прохождения Бурдиным Ю.Г. службы в армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета службы в армии в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления права истца в области пенсионного обеспечения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период службы Бурдина Ю.Г. в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в общий страховой стаж.
При включении спорного периода в страховой стаж величина индивидуального пенсионного коэффициента Бурдина Ю.Г. образует необходимый страховой стаж в количестве 11,4 баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента) для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом суммирования включенных пенсионными органами в подсчет общего стажа истца периодов работы и периода, включенного в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности на дату обращения в пенсионные органы, образуется необходимый общий стаж, требуемый для назначения страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с чем, руководствуясь ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд приходит к выводу о признании за истцом права на назначения страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ct.ct.I94-I99 ГПК РФ. суд
Решил:
Исковые требования Бурдина ЮГ - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары включить в страховой стаж Бурдина ЮГ период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары назначить Бурдину ЮГ страховую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.А.Орлова