Дело № 3а-151/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 17 июня 2020 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Морозовой С.Г.,
при ведении протокола
помощником судьи Голушко П.Е.,
с участием прокурора Львутиной Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Царук Александры Викторовны о признании недействующим генеральный план муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденный советом депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №57 от 13.11.2012 г., с учетом изменений, внесенных решением совета депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №32 от 26.12.2014 г., в части установления на карте зон с особым режимом использования территории сведений о санитарном разрыве автомобильной дороги А-181 для земельного участка с кадастровым номером № признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением №42 от 29.10.2013 г. Совета депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, с учетом изменений, внесенных приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №46 от 09.12.2015 г. в части установления на карте зон с особым режимом использования территории сведений о санитарном разрыве автомобильной дороги А-181 для земельного участка с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
13.11.2012 г. советом депутатов муниципального образования Куйвозовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее совет депутатов) принято решение № 54 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Куйвозовскоое сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области».
26.12.2014 г. советом депутатов принято решение № 32 «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования Куйвозовскоое сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее генеральный план).
Указанные решения опубликованы в газете «Куйвозовский вестник».
29.10.2013 г. советом депутатов принято решение № 42 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее ПЗЗ).
В составе ПЗЗ подготовлены две карты градостроительного зонирования, на которых, в том числе, отображены границы зон с особыми условиями использования территории, в том числе среди зон с особыми условиями использования территории, обозначены планируемые и существующие границы санитарно-защитных зон (ст.38 ПЗЗ).
Частью 5 ст. 51 ПЗЗ для промышленных объектов и производств, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной квалификацией промышленных объектов и производств установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Частью 5 ст. 51 ПЗЗ предусмотрены зоны шумового воздействия от авиационного, автомобильного, железнодорожного транспорта и иных источников шумового воздействия.
Информация раздела по зонам с особыми условиями использования территории нашла отражение на карте градостроительного зонирования территории Куйвозовского сельского поселения (ч.5 ст.51 ПЗЗ).
ПЗЗ относит, нанесенный на карте градостроительного зонирования прерывистой светло-зеленой линией санитарный разрыв автомобильной дороги А-181 к санитарно-защитным зонам со всеми указанными в ПЗЗ запретами на индивидуальное жилищное строительство в такой зоне.
Пунктом 1 приказа комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области (далее Комитет по архитектуре и градостроительству) от 09.12.2015 г. № 46 «Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки части территории муниципального образования Куйвозовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (за исключением деревни Керро)» (далее Приказ № 46) утверждено внесение изменений в правила землепользования и застройки части территории муниципального образования Куйвозовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (за исключением деревни Керро).
Приказом № 46 утверждены часть 1 «Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений» состоящая из семи глав (статьи с 1 по 36), часть 2 «Карта градостроительного зонирования» состоящая из трех статей (37-39) и часть 3 «Градостроительные регламенты» состоящая из одиннадцати статей (40-51) (далее – ПЗЗ в редакции приказа № 46).
Согласно п.9 ст.37 ПЗЗ в редакции приказа № 46, по требованию законодательства на карте градостроительного зонирования должны отображаться границы зон с особыми условиями использования территории. В настоящих правилах информация о границах территориальных зон и границах зон с особыми условиями использования территории совмещается на одной карте.
В п.1 ст.38 ПЗЗ в редакции приказа № 46 указано, что в составе настоящих Правил подготовлены две карты градостроительного зонирования, на которых, в том числе, отображены границ зон с особыми условиями использования территории.
Информация раздела по зонам с особыми условиями использования территории также нашла отражение на карте градостроительного зонирования территории Куйвозовского сельского поселения (ч.5 ст.51 ПЗЗ в редакции приказа № 46).
16.12.2015 Приказ № 46 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
В части установления санитарно-защитной зоны автодороги А-181 ПЗЗ в редакции приказа № 46 содержит аналогичную норму, то есть относит, нанесенный на карте градостроительного зонирования прерывистой светло-зеленой линией санитарный разрыв автомобильной дороги А-181 - к санитарно-защитным зонам.
Царук А.В. обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит признать не действующими генеральный план муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденный советом депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №57 от 13.11.2012 г., с учетом изменений, внесенных решением совета депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №32 от 26.12.2014 г., а также правила землепользования и застройки на часть территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением совета депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 42 от 29.10.2013 года, с изменениями, утвержденными приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 46 от 09.12.2015 года, в части установления на карте зон с особым режимом использования территории сведений о санитарном разрыве автомобильной дороги А-181 для земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование административного иска указано, что Царук А.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый №), расположенного на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования для личного подсобного хозяйства.
Рассмотрев уведомление Царук А.В. о планируемом строительстве на земельном участке, администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее администрация муниципального образования) сообщила о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, так как земельный участок с кадастровым номером № расположен в непосредственной близости (менее 100 м) от автомобильной дороги III категории Р-21 «Кола» - автодорога А-121 «Сортавала - автодорога А 181 «Скандинавия» - Серово, что относится к границам зоны с особыми условиями использования территории – санитарный разрыв от объектов транспортной инфраструктуры - ограничения установлены СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 согласно ПЗЗ в редакции приказа № 46.
Принадлежащий Царук А.В. земельный участок находится на <адрес>, которая является продолжением дороги А-181, расположен на одной полосе с другими соседними участками ИЖС.
Трасса А-181 отмечена, как автомобильная дорога регионального значения, вдоль нее светло-зеленой полосой отмечена зона санитарного разрыва от объектов транспортной инфраструктуры.
Однако автодорога А-181 в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 № 294 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения» относится к классу обычных автомобильных дорог и является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, вдоль которой санитарный разрыв не устанавливается, тогда как СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривает установление санитарных разрывов только для автомагистралей.
ПЗЗ в редакции приказа № 46 относит, нанесенный на карте градостроительного зонирования прерывистой светло-зеленой линией санитарный разрыв автомобильной дороги А-181 к санитарно-защитным зонам со всеми указанными в ПЗЗ запретами на индивидуальное жилищное строительство в такой зоне.
Административный истец Царук А.В. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении иска в ее отсутствии, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО5, который поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представители от административных ответчиков совета депутатов, Комитета градостроительной политики, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве Комитет градостроительной политики Ленинградской области указал, что заявленные требования подлежат удовлетворению с учетом того обстоятельства, что решением уполномоченного органа санитарно-защитная зона – санитарный разрыв автомобильной дороги, распространяющаяся на земельный участок Царук А.В., не устанавливалась, заявили ходатайство о рассмотрении иска в их отсутствии.
Совет депутатов отзыв не направляли.
Администрация муниципального образования в направленном отзыве позиции не высказали, заявили ходатайство о рассмотрении иска в их отсутствии.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Львутиной Д.С., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) дано определение правил землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за Смирновой А.В. (перемена фамилии ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
26.06.2019 г. Царук А.В. направила в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области уведомление о планируемом строительстве жилого дома на указанном земельном участке.
27.06.2019 г. администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области направила Царук А.В. уведомление №-О-2019 о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, указав, что согласно ПЗЗ в редакции приказа № 46 земельный участок с кадастровым номером 47:07:0101002:33 находится в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона автомобильной дороги).
Исходя из изложенного административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» утверждение правил землепользования и застройки поселения, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности.
Согласно п.2.1 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 16, Комитет по архитектуре утверждает правила землепользования и застройки поселений, внесение в них изменений.
Вопросы, связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области».
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (ст.4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Из статьи 3 ГрК РФ следует, что вопросы градостроительной деятельности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 4 названной указанной нормы отражено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя характеристики зон с особыми условиями использования территории, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения поселения (пункт 1 части 4).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и виде карт (часть 6).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе, отображают местоположение зон с особыми условиями использования территорий (пункты 3 и 7 части 8).
Согласно п.4 ст.1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 18, части 3 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки поселения осуществляется с учётом положений генерального плана поселения, границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон (зон, для которых генеральным планом поселения определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно ответа Росавтодора от 25.11.2019 г. автомобильная дорога А-181 «Скандинавия» была передана в оперативное управление ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в октябре 2018 года и относится к классу обычных дорог, не относится к классу автомобильных магистралей.
Поскольку вышеназванный пункт 2.6 Санитарных правил императивно определяет необходимость установления санитарного разрыва только для автомагистралей, к каковым автомобильная дорога А-181 не относится, следовательно, и возможность установления такового отсутствует.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (ст.1 ГрК РФ).
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 28.01.2019 г. Управление не располагает данными о размере санитарного разрыва и не согласовывало проект санитарного разрыва для данной трассы от трассы А-181.
Таким образом, вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства в названной сфере.
С учетом, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, полагаю, что отображение на картах Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими ПЗЗ в редакции приказа № 46 и Генерального плана в редакции от 26.12.2014 г. в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Относительно ходатайства Комитета градостроительной политики о прекращении производства по делу в части требования о признании в части решение совета депутатов муниципального образования Куйвозовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29 октября 2013 года № 42 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования Куйвозовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», полагаю, что ходатайство подлежит удовлетворению, поскольку Приказом № 46 приняты ПЗЗ в новой редакции, а не внесены изменения в ранее действующие ПЗЗ, данный вывод подтверждает тот факт, что в уведомлении администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области имеется ссылка только на ПЗЗ в редакции приказа № 46 от 09.12.2015 г., следовательно указанный Приказ утратил силу в связи с принятием Приказа № 46 от 09.12.2015 г., в период его действия права и законные интересы административного истца нарушены не были.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Царук Александры Викторовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №32 от 26.12.2014 г. «Об утверждении изменений в генеральный план муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в части отнесения на картах функциональных зон поселения, планируемого размещения объектов местного значения – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, к санитарно-защитной зоне - санитарному разрыву автомобильной дороги.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 09 декабря 2015 года № 46 «Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки части территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (за исключением деревни Керро) - в части отнесения на картографических материалах, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> к санитарно-защитной зоне - санитарному разрыву автомобильной дороги.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Г. Морозова
Решение изготовлено в окончательной форме 26.06.2020 г.