№
УИД 67RS0№-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 декабря 2021 года
Монастырщинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Севастьянова И.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к отделу образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании недействительным отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с иском к отделу образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о о признании недействительным отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время отбывает наказание в <адрес>,
В соответствие по ст.51,52 ЖК РФ ФИО3 подал ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ отдел образования отказал ФИО3 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя тем, что в органе опеки и попечительства администрации муниципального образования «<адрес>» отсутствуют сведения о том, что на момент установления над ФИО3 опеки попечительства и до достижения возраста 23 лет он нуждался в обеспечении жилой площадью. Жилье ФИО3, по мнению ответчика, не может быть представлено и по той причине, что ФИО3 не состоял на учете лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Поскольку ФИО3 с 2009 года отбывал наказание в местах лишения свободы и узнал о том, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилой площадью, по возвращению из мест лишения свободы, просит суд признать недействительным отказ отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в принятии ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от истца не поступало.
Представитель ответчика и.о. начальника отдела образования Администрации муниципального образования ФИО5 в судебное заседание не явилась, в возражениях на исковое заявление ФИО3 указала, что с исковыми требованиями не согласна. Отдел образования не может являться ответчиком по данному иску, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в ведении Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам и убеждениям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту -_Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п.14.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Как следует из преамбулы Федерального закона № 159-ФЗ, действующего в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По правилам ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии со ст.1, ч.1 ст.2, ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Порядок осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма определён соответствующим Положением, утверждённым постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 6 данного Положения определено, что заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в уполномоченный орган в сфере образования. Согласно п.8 Положения уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенций и перечисляет субвенции в местные бюджеты.
В соответствии с п.1.1 Положения о <адрес> по образованию и науке, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> по образованию и науке является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. лишены родительских прав отношении сына ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.15).
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшемуся без попечения родителей, установлено попечительство (л.д.14).
Приговором Монастырщинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был осужден по ч<данные изъяты> УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима (16-20).
В марте 2021 года истец обратился в отдел образования Администрации МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении требований ФИО3 было отказано по тем обстоятельствам, что в органе опеки и попечительства Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> отсутствуют сведения о том, что на момент установления над Вами возраста ФИО3 нуждался в обеспечении жилой площадью.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняются за лицами, которыеотносились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а такжекоторые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют всоответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1 Федерального закона №159-ФЗ).
По достижении 23-х лет право на внеочередное получение жилья имеютлица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жиломпомещении до указанного возраста.
Поскольку на учете лиц до 23-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, ФИО3 не состоял, жилое помещение по договору специализированного жилого фонда вне очереди ему предоставлено быть не может.
В соответствие с действующим законодательством, заявление о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законным представителем такого ребенка, достигшего возраста 14 лет.
Попечитель ФИО3 с вышеуказанным заявлением в предусмотренный законом срок не обратился.
Орган опеки и попечительства, который должен осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению этих детей в список, надлежащим образом не проконтролировал вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ФИО3 не мог реализовать гарантированное законом право, поскольку с 2009 года находился в местах лишения свободы.
При таких обстоятельствах заявленные ФИО3 требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что отдел образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> не может являться ответчиком по данному делу, так как не обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд признает не состоятельными, поскольку истец обратился в суд с требованиями о признании недействительным отказа отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в принятии ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а не с требованием предоставить ему жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить, признать недействительным отказ отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в принятии ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд Смоленской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Севастьянов