РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2012 года г.о. Химки МО
Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Копцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Химкинского городского суда гражданское дело по иску Лобановой Н. А. к Администрации г.о. Химки об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семей погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛ:
Лобанова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Химки об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семей погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленного требования истец сослалась на следующее: Лобанова Н.А. зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Таким образом, она и другие проживающие в квартире лица обеспечены общей площадью жилого помещения на одного проживающего менее учетной нормы <данные изъяты>). Она постоянно проживает в городском округе Химки с 1952 года, по адресу: <адрес>, - с 1979 года. Факт постоянного проживания по вышеуказанному адресу был установлен решением Химкинского городского суда от /дата/ и Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от /дата/. Она является членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, и имеет право на социальную поддержку согласно ст.21 Федерального закона от /дата/ N 5-ФЗ "О ветеранах". Она находится в преклонном возрасте - мне 86 лет, обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, не имеет иных жилых помещений ни на праве собственности, ни на праве пользования, кроме указанной выше квартиры, где помимо ее зарегистрированы и проживают еще 7 человек. Кроме того, просит учесть, что ее покойный муж Лобанов В. Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и ему, как участнику ВОВ, была выделена однокомнатная квартира. Но он умер прямо перед получением жилья.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила суд установить факт постоянного проживания, признать незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семей погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
Представители ответчика Администрации г.о. Химки в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, предоставленные доказательства, суд приходит к выводу, удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:
В силу ст. 2 ГПК РФ одной из задач гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а ст.3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет цель восстановления нарушенного права. При этом, лицо, обратившееся за защитой права или интереса должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты приведет к его восстановлению.
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется судом путем признания права.
Главой 7 раздела III Жилищного кодекса РФ установлены основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Так в п.1 ст.49 ЖК РФ «Предоставление жилого помещения по договору социального найма» указано, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В п.3 этой же статьи указано, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
<адрес> от /дата/ N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят постановлением <адрес> Думы от /дата/ N 7/160-П) (с изменениями от /дата/) в статье 2 устанавливает порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в <адрес> не менее пяти лет. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания. К заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагаются: решение органа местного самоуправления о признании заявителя и
членов его семьи малоимущими; акт проверки жилищных условий заявителя; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер
или решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве
собственности на жилое помещение и т.п.); технический паспорт на жилое помещение; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и (или) членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества; копии документов, подтверждающих семейные отношения заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.); копии документов, удостоверяющих личность заявителя и личность каждого из членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий); медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя, дающей право на предоставление ему жилого помещения общей площадью, превышающей норму на одного человека; документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; документы, подтверждающие право заявителя на дополнительную площадь по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с п.7 ст.2 вышеуказанного Закона Московской области решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата подачи заявления.
В соответствии со ст.3 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-03 отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если: не представлены документы, предусмотренные частью 3 статьи 2 настоящего Закона;
Письмом от /дата/ Администрацией городского округа Химки Московской области отказано Лобановой Н.А. в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование отказа Администрация ссылается на Постановление <адрес> от /дата/ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» и Решение Совета депутатов от /дата/ №, согласно которым учетная норма установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, и на п.4.1 Положения о муниципальном жилищном фонде и порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в городском округе Химки, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Химки от /дата/ №, согласно которому обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма является постоянное проживание (регистрация по месту проживания) в городском округе Химки не менее пяти лет.
В судебном заседании установлено, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована истец является муниципальной имеет площадь <данные изъяты> и была предоставлена Лобанову В. Г. на основании ордера №, выданного на основании решения исполкома Химкинского горсовета № от /дата/, на семью из четырех человек: Лобанову Н. А. (жена), и детей: Лобанову С. В. (после регистрации брака Кузнецова); Лобанову Н. В. (после регистрации брака Крюкова); Лобанова Г. В..
/дата/ умер Лобанов В.Г., о чем /дата/ составлена запись акта о смерти № (свидетельство о смерти IV-ИК №, выдано /дата/ Химкинским управлением ЗАГС ГУ ЗАГС <адрес>).
Из выписки из домовой книги, составленной по состоянию на /дата/, усматривается, что в настоящее время в спорной квартире постоянно зарегистрированы и проживают: истец Лобанова Н.А., Крюкова Н.В., ее дети – Тандия Е.М. с несовершеннолетней дочерью Тандия Эмилией, и Крюкова Е.М., а также семья ее родной сестры: Кузнецова С.В. с мужем Кузнецовым М.Ю. и сыном Кузнецовым В.М.
Таким образом, Лобанова Н.А. зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Следовательно истица обеспечена общей площадью жилого помещения на одного проживающего менее учетной нормы <данные изъяты>
Согласно архивной выписки из домовой книги, Истица Лобанова Н.А., являющаяся матерью Крюковой Н.В. и Кузнецовой С.В., с /дата/ была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. /дата/ была снята с регистрационного учета по спорному адресу и зарегистрирована по адресу: <адрес>
Как указала сторона Истца в судебном заседании, в связи с получением разрешения наймодателя, и отсутствием возражений со стороны семьи Кузнецовых о регистрации Истицы в спорной квартире, /дата/ Лобанова Н.А. была снята с регистрационного учета из <адрес>, что подтверждается адресным листком убытия.
Как установлено в судебном заседании, что подтверждается решением суда от /дата/ вступившим в законную силу Истица Лобанова Н.А. на законном основании была вселена в спорную квартиру вместе со своим мужем и детьми в 1979 г., несмотря на снятие ее с регистрационного учета в 2001 г. и регистрации в квартире своей внучки Кузиной С.В. по адресу: <адрес>, Лобанова Н.А. продолжала проживать в квартире по адресу: <адрес> вместе со своим мужем, дочерьми и их семьями, вести общее хозяйство.
Факт того, что истица Лобанова Н.А. постоянно проживала в квартире по адресу: <адрес>, также подтверждается Опредлением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> от /дата/
Поскольку судом с достоверностью установлено, что Лобанова Н.А. на основании ордера в 1979 г. была вселена в спорную квартиру, и до настоящего времени постоянно проживает в ней, никуда не выезжала в связи со снятием с регистрационного учета из спорного жилого помещения, продолжала проживать в нем, вести с нанимателем общее хозяйство, что опровергает доводы Администрации в этой части и не может служить основанием для ограничения ее жилищных прав, в том числе права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 г. № 3-П регистрация (прописка) или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации жилище.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
Более того Лобанова Н.А. является членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, и имеет право на социальную поддержку согласно ст.21 Федерального закона от /дата/ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда: малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно действующему законодательству члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом "О ветеранах", без признания их малоимущими. При этом, положения приведенного выше Указа Президента РФ не содержат требований относительно необходимости соблюдения для обеспечения жилым помещением члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны ценза оседлости.
В соответствии с Законом Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-03 состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют право ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в жилых помещениях, постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет и за указанный период не ухудшавшие свои жилищные условия.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Московской области N 260/2005-03 право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством РФ, имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
При этом, основанием для отказа в принятии на учет, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области N 260/2005-03, является предоставление документов, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года к 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями внесенными ФЗ от 21.12.2009 г. N 327) значимым обстоятельством является получение мер социальной поддержки членами семей участников Великой Отечественной войны по обеспечению жильем вне зависимости от даты постановки на учет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лобановой Н. А. к Администрации г.о. Химки об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семей погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Лобановой Н. А. в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Химки от /дата/ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Лобановой Н. А..
Обязать Администрацию городского округа Химки поставить Лобанову Н. А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семей погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья В.А. Татаров