Р Е Ш Е Н И Е
г. Темрюк 16 июля 2018 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Конограев А.Е.,
рассмотрев жалобу Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории <адрес> и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ :
В соответствии с постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории <адрес> и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ РМУП «Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80.000 рублей.
Заявитель считает его незаконным и подлежащим отмене, так как в связи с тяжелым финансовым положением и введением в отношении РМУП «Тепловые сети» процедуры банкротства, предприятие не "имеет возможности производить оплату специализированной организации для выполнения ведомственного контроля выбросов в атмосферу. РМУП «Тепловые сети» для выполнения данного вида работ был заключен договор, но в связи с введением в отношении предприятия процедуры банкротства, оплата по указанному договору не произведена. Так как, ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> было принято к производству заявление о признании Должника несостоятельным (банкротом) все денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, являются текущими. В действиях предприятия, по нарушению Условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не было умысла на нарушение охраняемых общественных правоотношений. В связи с процедурой банкротства предприятие не имеет возможности заключать договоры со специализированными организациями и своевременно производить по ним оплату. В действиях (бездействии) отсутствует вина, следовательно, состав административного правонарушения. Применение административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 руб. ухудшит тяжелое финансовое положение РМУП «Тепловые сети».
В судебном заседании представитель РМУП «Тепловые сети» Коболева О.П. поддержала доводы жалобы, ссылаясь на те же обстоятельства. Кроме того, просила восстановить срок на подачу заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, указывая на то, что постановление о назначении административного наказания №-ЭП-2, вынесено 26.04.2018г., в адрес РМУП «Тепловые сети» указанное постановление поступило 03.05.2018г. 10-дневный срок обжалования указанного выше постановления РМУП «Тепловые сети» пропущен, в связи с выяснением обстоятельств дела и разработкой плана устранения нарушений, а также с большим объемом работы в связи с введением конкурсного производства в отношении РМУП «Тепловые сети», с большим объемом судебных заседаний в Арбитражном суде <адрес> (<адрес>
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, представив в суд ходатайство об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, а также с доводами жалобы не согласился и просил оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении без изменения.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит доводы жалобы обоснованными частично, а постановление по делу об административном правонарушении№-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене по следующим обстоятельствам:
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
По факту, имеющему признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении РМУП «Тепловые сети» было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории <адрес> и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ РМУП «Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, РМУП «Тепловые сети» обратилось в суд с жалобой, где просят его отменить как незаконное, необоснованное.
Однако, суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, в период с <адрес>
РМУП «Тепловые сети» территориально расположены в <адрес> и <адрес> в 18-ти населенных пунктах на 43-х отдельных пром. площадках, включает в себя 4 энергорайона.
Основными видами производственной деятельности РМУП «Тепловые сети» являются обеспечение теплом и горячей водой объектов, подключенным к тепловым сетям, а также проведение текущих и плановых ремонтов сетей, контроль, ремонтных и наладочных работ котельного оборудования и тепловых сетей.
РМУП «Тепловые сети» разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2017г. утвержденный исполнительным директором РМУП «Тепловые сети» Пелипенко А.А. в 2017 году.
Согласно представленной справке РМУП «Тепловые сети» за 2017г. было использовано для отопления дизельного топлива - 15,581тонн.
Предприятием представлен отчет об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и их источников, а также Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), согласованный директором РМУП «Тепловые сети» М в 2013 году.
Также Обществом получено Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от ДД.ММ.ГГГГ №В 410 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> на основании приказа Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разрешения па выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности».
В ходе проведения проверки 04.04.2018г. экспертами Славянского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ» пo ЮФО» был осуществлен отбор проб промышленных выбросов РМУП «Тепловые сети» на источниках № - труба котельной (протокол отбора проб № ПВ от 04.04.2018г.).
Статьей 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно «Методическим пособиям по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (введено в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №), нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или находятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, дусмотренных технологическим регламентом производства. Под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности работы оборудования, отсутствия или неудовлетворенной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов, продуктов и т.д. неплотности оборудования (в т.ч. работающего при избыточном давлении); погрузочно-разгрузочные работы; открытое хранение сырья, материалов и отходов; оборудование и технологические процессы как в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, так и расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, резервуары хранения нефти и нефтепродуктов и т.д.); пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шлако- и хвостохранилища, открытые поверхности испарения и т.п.; взрывные работы; открытые стоянки автотранспорта; передвижные источники, эксплуатируемые на производственной территории.
В соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (введено в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №) и признанным имеющим законную силу Постановлением Северо-Кавказского арбитражного Суда кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А32-25383/2008-59/283-132АЖ, все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ
- п. 4.2. ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2014 Нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и хозяйствующего субъекта в целом (а также его отдельных производственных территорий)
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться, - в том числе на основе принципа презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности и платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; - обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствие со ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды", Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № обязанность соблюдения требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 22 указанного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются в том числе нормативы допустимых выбросов веществ.
По результатам лабораторных исследований (Экспертное заключение №) РМУП «Тепловые сети» осуществляет выброс загрязняющих веществ с пнением нормативов ПДВ по углероду оксиду на источнике № в 1,6 раза, на очнике № в 1,2 раза. Таким образом, установлено, что юридическое лицо РМУП «Тепловые сети» 04.04.2018г. в нарушение Условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ № В 410 осуществляло выброс вредных загрязняющих веществ, в атмосферный воздух с превышениемнормативов ПДВ по углероду оксиду на источнике № в 1,6 раза, на источнике № в 1,2 раза.
Таким образом, действия РМУП «Тепловые сети» правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, то есть нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Так же установлено, что РМУП «Тепловые сети» имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.2 ст.8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доводы РМУП «Тепловые сети», указанные в жалобе и приведенные в обоснование его требований об отмене постановления №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производства по делу, судья оценивает критически, поскольку они связаны с неправильным трактованием норм права и направлены на избежание ответственности и назначенного наказания.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. №, акты несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы в соответствующий районный суд, который обязан обсудить вопрос о соблюдении предусмотренного ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления об административном правонарушении и возможности его восстановления в случае пропуска по уважительным причинам.
Постановление о назначении административного наказания №-ЭП-2, вынесено 26.04.2018г., в адрес РМУП «Тепловые сети» указанное постановление поступило 03.05.2018г. 10-дневный срок обжалования указанного выше постановления РМУП «Тепловые сети» пропущен, в связи с выяснением обстоятельств дела и разработкой плана устранения нарушений, а также с большим объемом работы в связи с введением конкурсного производства в отношении РМУП «Тепловые сети», с большим объемом судебных заседаний в Арбитражном суде <адрес> (<адрес>
Таким образом, процессуальный срок обжалования постановления об административном правонарушении пропущен РМУП «Тепловые сети» по объективным причинам и подлежит восстановлению в силу ч.2 ст.30.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Районному муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» процессуальный срок для подачи жалобы на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории <адрес> и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории <адрес> и Республики Адыгея М №-ЭП-2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Районного муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 суток.
Судья: