ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Лысых Е.Н.,
при секретаре: Приколоты Я.Е., с участием:
представителя административных ответчиков Парфеновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Станогина Э.В. об оспаривании решения призывной комиссии города Томска Томской области от 14.05.2021 г.,
установил:
Станогин Э.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии города Томска Томской области, Военному комиссариату г. Томска Томской области, Военному комиссариату Томской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Томска Томской области о признании его годным к военной службе от 14.05.2021 г.
Требования мотивировал тем, что по результатам проведенного медицинского освидетельствования, 14.05.2021 г. решением призывной комиссии г. Томска Томской области он признан годным к прохождению военной службы. Данное решение, по его мнению, является незаконным, поскольку во время медицинского освидетельствования он сообщал врачам свои жалобы на наличие заболеваний, которые соответствуют Расписанию болезней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, однако они были проигнорированы, и ему определена категория годности «Б-4». Считал, что категория годности установлена ему без проведения дополнительного обследования, позволяющего достоверно характеризовать степень его годности к военной службе, чем нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования, установленный нормативно-правовыми актами, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения о его призыве на военную службу, нарушающего его право на получение освобождения от призыва на военную службу и зачисление в запас. Участия в комиссии при принятии оспариваемого им решения приняли лишь 5 членов призывной комиссии из 7.
В судебном заседании представитель призывной комиссии г. Томска Томской области, Военного комиссариата г. Томска и Военного комиссариата Томской области Парфенова В.А.. представившая доверенности № 1/2748 от 16.04.2021 г., № 1/5338 от 28.08.2020 г., № 42 от 14.10.2020 г. соответственно, возражала против удовлетворения требований административного иска, поскольку призывная комиссия приняла решение о призыве на военную службу Станогина Э.В. на законных основаниях исходя из состояния его здоровья и категории годности к военной службе. Представила в суд письменные возражения на иск.
Административный истец Станогин Э.В. в судебное заседание не явился, будучи уведомленным судом о его времени и месте, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителя административных ответчиков, изучив представленные доказательства, определив на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца, суд считает административные исковые требования Станогина Э.В. не подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в ст. 46 гарантирует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, в том числе признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (подп. «а» п. 1, п. 4 ст. 23).
На призывную комиссию возлагается обязанность организовать медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор указанных граждан и принять в отношении них решение о призыве на военную службу, либо о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, либо об освобождении от призыва на военную службу, либо о зачислении в запас, либо об освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст. 28).
Из материалов административного дела следует, что Станогин Э.В.,<дата обезличена> года рождения, поставлен на воинский учет.
Указом Президента Российской Федерации от 29.03.2021 № 186 «О призыве в апреле - июле 2021 год граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» принято решение осуществить с 1 апреля по 15 июля 2021 год призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, в количестве 134650 человек.
Распоряжением Губернатора Томской области от 24.03.2021 N 55-р «О призыве граждан Российской Федерации, проживающих на территории Томской области, на военную службу в апреле - июле 2021 года» утвержден состав призывной комиссии Томского района Томской области.
Решением призывной комиссии г. Томска Томской области от 14.05.2021 г., (протокол № 25/1 от 14.05.2021 г.), по итогам медицинского освидетельствования Станогину Э.В. на основании статей23г, 26г, 66д, 34г, 33б Расписания болезней установлена категория годности к военной службе «Б-4», и на основании ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Станогин Э.В. призван на военную службу.
Обращаясь с требованием о защите нарушенного права, Станогин Э.В. указывает, что категория годности установлена ему без проведения дополнительного медицинского обследования, позволяющего достоверно характеризовать степень его годности к военной службе, чем нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования, установленный нормативно-правовыми актами, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения о его призыве на военную службу.
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1, ст. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565).
Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 3 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663).
На основании п. 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения обязательные диагностические исследования, указанные в п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей (п. 15).
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по соответствующим категориям.
Положением о военно-врачебной экспертизе установлено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 данного положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4).
Приложением № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, с Расписанием болезней и Таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе исходя из пункта 6 Положения о военно-врачебной экспертизе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
Из содержания Положения о военно-врачебной экспертизе усматривается, что при обследовании, освидетельствовании в рамках военно-врачебной экспертизы осуществляется, в том числе сбор и анализ анамнеза гражданина. При проведении обследования, освидетельствования в рамках военно-врачебной экспертизы гражданин вправе представить в подтверждение состояния своего здоровья любые медицинские документы, заявить о наличии жалоб на состояние здоровья.
Заключение, выданное врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию, заносится в раздел «Итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию» учетной карты призывника (приложение № 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400), в раздел «Итоговое заключение» карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16.09.2015 № 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения»), а также в графу 5 дела с протоколами заседаний призывной комиссии муниципального образования и является основанием для принятия решения призывной комиссией.
Из изложенного следует, что врачи-специалисты не принимают окончательное решение о категории годности гражданина к военной службе, а выносят заключение. Окончательное решение о годности к военной службе подписывает врач, руководящий работой медицинской комиссии, и докладывает о нем на заседании призывной комиссии.
При этом п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию для уточнения диагноза, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Из листа медицинского освидетельствования от 14.09.2020 года, подписанного врачом-неврологом, видно, что жалобы призывника учтены, и он нуждается в обследовании. Медицинское заключение <номер обезличен> от 23.10.2020 года свидетельствует о том, что административный истец проходил обследование в поликлинике № 10 в г. Томске в период с 08.10 2020 г. по 23.10.2020 г. <данные изъяты>. Результаты обследования Станогина Э.В. учтены врачами-специалистами (врач-невропатолог, врач-хирург).
В деле также имеется медицинское заключение <номер обезличен> от 21.09.2020 года, из которого видно, что истец проходил обследование в поликлинике № 10 у врача-окулиста с 13.10.2020 г. по 22.10.2020 г. Диагноз, поставленный по результатам обследования, учтен врачом-офтальмологом при установлении категории годности призывника к военной службе.
Остальными врачами-специалистами при прохождении медицинского освидетельствования Станогин Э.В. признан годным к военной службе без ограничений, что отражено в результатах медицинского освидетельствования.
На основании заключения о категории годности решением призывной комиссии от 14.05.2021 г. Станогин Э.В. обоснованно в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призван на военную службу.
Какие-либо доказательства, опровергающие выводы врачей-специалистов об отсутствии у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы либо о неправильном определении категории годности к военной службе, не представлены.
На основании пункта 8 Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Вопреки утверждениям административного истца, заключение о годности гражданина к военной службе дано квалифицированным специалистом с учетом проведенного комплексного медицинского обследования, заключение врача соответствует закону и состоянию здоровья заявителя, не противоречит медицинской документации.
Указанное заключение административным истцом в установленном законом порядке в вышестоящую военно-врачебную комиссию не обжаловалось, т.е. данным правом Станогин Э.В. не воспользовался.
Административным истцом не заявлялось о необходимости производства независимой военно-врачебной экспертизы.
Утверждение Станогина Э.В. о нарушении численного состава призывной комиссии является голословным, не подтверждено какими-либо доказательствами.
Протокол № 25/1 от 14.05.2021 г. подписан всеми членами призывной комиссии, состоящей из 7 человек.
Учитывая, что Станогиным Э.В. пройдено обследование в установленном законом порядке, результаты медицинского освидетельствования не оспорены, правовых оснований для удовлетворения его административных исковых требований о признании незаконным решения о призыве на военную службу от 14.05.2021 г. не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни (ч. 2 ст. 92 КАС РФ).
Согласно ч.ч. 2-4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Учитывая, что оспариваемое решение вынесено 14.05.2021 г., Станогин Э.В. обратился в Ленинский районный суд г. Томска с настоящим административным иском 10.06.2021, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, суд приходит к выводу, что установленный законом срок не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14.05.2021 ░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.07.2021 ░.