Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 09 августа 2019 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре Мамышевой А.З.,
с участием представителя истца Чениной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1318/2019 по иску Кострыкиной Р.М. к администрации г.о. Самара, администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании обременения отсутствующим,
у с т а н о в и л:
Истец Кострыкина Р.М. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Самара, администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании обременения отсутствующим.
В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, на основании договора купли-продажи от 11.04.2002 года. В отношении земельного участка 29.04.2002 года зарегистрированы обременения в пользу администрации Промышленного района г. Самары, правопреемником которой является администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара.
На указанном земельном участке истцом был построен жилой дом, разрешение на строительство которого было выдано 24.04.2002 года предыдущему собственнику Спицыной Н.И. 11.03.2010 года получен кадастровый паспорт на жилой дом. По обращению истца в феврале 2016 года в Управление Росреестра с целью регистрации права собственности на дом, был получен отказ ввиду наличия обременения в отношении земельного участка.
Обременения земельного участка нарушают права и законные интересы истца, как собственника земельного участка, препятствует государственной регистрации права собственности на законно возведенный на нем дом. Срок действия обременения истек, новый документ обременений в отношении земельного участка не содержит. В постановлении главы г.о. Самара от 11.05.2004 года № 1051 указано об истечении срока действия постановления Совета Министров от 01.06.1987 № 226. В настоящее время генеральный план г.о. Самара установлен решением Думы г.о. Самара от 20.09.2016 № 124, где земельный участок обозначен как территория существующей малоэтажной застройки индивидуальными домами с приусадебными участками.
Истец просит суд признать обременение, зарегистрированное 29.04.2002 года № № на основании Генерального плана развития г. Самары до 2005 года, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от01.06.1987 № 226, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, отсутствующим; исключить указанное обременение из Единого государственного реестра недвижимости.
Определением суда в протокольной форме от 23.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен департамент градостроительства г.о. Самара.
В судебное заседание истец не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим оборазом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель истца Ченина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Ответчик администрация г.о. Самара о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, предоставил отзыв на иск, где просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
Третьи лица Управление Росреестра по Самарской области, департамент градостроительства г.о. Самара о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением администрации г. Самары от 06.04.1992 № 160 Спицыной Н.И. предоставлен земельный участок, площадью 0,1258 га, для индивидуальной застройки, с выдачей 19.10.1992 свидетельства о праве собственности на землю № 120155 (л.д. 14). Из свидетельства на право собственности на землю серии РФ – VII сам 01-03-00 № 030095, зарегистрированного записью № 4199 от 11.03.1996 года, следует, что по договору дарения № 840 от 29.02.1996 года Спицына Н.И. приобретает право частной собственности на землю по адресу: <адрес> площадью 1280,0 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся в землях городской застройки под индивидуальное жилищное строительство, ограничений в использовании и обременений земли нет (л.д. 15-18, 19-20). По выписке из ЕГРН от 01.04.2002 года № И63-01-1/2002-3847 в отношении земельного участка, принадлежащего Спицыной Н.И., зарегистрировано указанное обременение (л.д. 52 оборот).
На основании разрешения администрации Красноглинского района г. Самары от 27.04.1998 № 1971 и распоряжения администрации Красноглинского района г. Самары от 24.04.2002 № 548 Спицыной Н.И. разрешено проектирование и строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д. 8,9).
По договору купли-продажи от 11.04.2002 продавец Спицына Н.И. продала, а покупатель Кострыкиной P.M. купила в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 1280 кв.м, по адресу: <адрес> в границах плана прилагаемого к договору. Из п. 5 указанного договора следует, что в отношении данного земельного участка зарегистрировано ограничение (обременение) права: Ограничение в пользовании - в границах красных линий не возводить новых капитальных строений и сооружений. Документы основания: Генеральный план развития г. Самары до 2005 года (утвержденный Постановлением Совета Министров РФ от 01.06.1987 за № 1987).Права обременяются в пользу Администрации г. Самары (л.д. 21-22). Из плана от 18.02.2002 года, прилагаемого к договору, следует, что красные линии нанесены, на участке имеется графическое изображение строения кирпичного жилого (л.д. 23).
Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок, принадлежащий истцу Кострыкиной Р.М., с кадастровым номером № имеет ограничения в пользовании: в границах красных линий не возводить новых капитальных строений и сооружений; в границах данного участка распложено здание – жилой дом с кадастровым номером №, правообладатель которого не зарегистрирован.
Сообщением от 14.06.2016 года исх. № 63/001/452/2016-1698 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с не предоставлением документа, подтверждающего расположение жилого дома с кадастровым номером № на земельном участке, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, указав на наличие обременения в отношении всего земельного участка (л.д. 142-147).
Границы территории общего пользования в районе спорного земельного участка установлены Генеральным планом развития г. Самары до 2005 года, утвержденным Постановлением Совета Министров РФ от 01.06.1987 № 226.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства отмены Постановления Совета Министров РФ от 01.06.1987 № 226 либо отсутствия в настоящее время в составе действующего Генерального плана городского округа Самара ограничений, в отношении принадлежащего ему земельного участка суду не представлены.
Доводы стороны истца со ссылкой на постановление главы г.о. Самары от 11.05.2004 № 1051 об отмене постановления, явившегося основанием для установления обременения, а также об истечении срока обременения, в судебном заседании своего подтверждения не нашли, признаются голословными.
Так, постановление главы г.о. Самары от 11.05.2004 № 1051 не отменяет Постановление Совета Министров РФ от 01.06.1987 № 226.
Судом не принимается во внимание ссылка истца о том, что Спицыной Н.И. были получены разрешения на строительство жилого дома, поскольку не представлены доказательства идентичности характеристик строения, содержащихся в разрешительных и проектных документах на дом, объекту капительного строительства, построенного на земельном участке Кострыкиной Р.М.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, - что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга», а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориальною планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 15 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных, для размещения линейных объектов (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ),
Согласно п. 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30, красные линии подлежат обязательному отражению, в том числе в генеральных планах.
В составе Генерального плана развития г. Самары до 2005 года, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от 01.06.1987 № 226, отображены красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией. Указанный Генеральный план развития г. Самары до 2005 года в установленном законом порядке не оспаривался.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539. При этом в составе действующего Генерального плана городского округа Самара отражены красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлены доказательства расположения в границах спорного земельного участка истца жилого дома, в регистрации права на который был получен отказ от 14.06.2016 года, чем лишил суд проверить нахождения строения в границах установленных красных линий по информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
Исходя из установленных обстоятельств, не предоставления истцом доказательств, подтверждающих доводы Кострыкиной Р.М. в обоснование своей позиции, судом не усматривается оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кострыкиной Р.М. к администрации г.о. Самара, администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара о признании отсутствующим обременения в виде ограничения в пользовании, зарегистрированного 29.04.2002 года №.2, на основании Генерального плана развития г. Самары до 2005 года, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от01.06.1987 № 226, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2019 года.
Судья: И.А. Щетинкина