УИД № 72RS0014-01-2020-007341-42
Дело № 2-5628/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 29 октября 2020 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А. В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
с участием истца Болгова Н.Е.,
ответчика Болговой Л.В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Болгова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5628/2020 по иску Болгова Николая Евгеньевича к Болговой Любови Владимировне о признании личным имуществом, включении имущества в состав наследства,
установил:
Болгов Н.Е. обратился в суд с иском к Болговой Л.В. о признании помещения, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № личным имуществом ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, включении его в наследственное имущество ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, ранее состоял в зарегистрированном браке с ФИО2. От брака имеются дети Болгов Николай Евгеньевич, 18 июня 1987 года рождения, Болгов Андрей Евгеньевич, 3 ноября 1985 года рождения, Болгова (после регистрации брака Шорохова) Татьяна Евгеньевна, 25 августа 1980 года рождения. 1 августа 2006 года брак был расторгнут, после расторжения брака общее имущество супруги не делили. В 2008 году ФИО1 заключил брак с Болговой Любовью Владимировной. Наследниками, заявившими свои права на наследство после смерти ФИО1, являются супруга Болгова Любовь Владимировна и Болгов Андрей Евгеньевич, Болгов Андрей Евгеньевич и Болгова (Шорохова) Татьяна Евгеньевна от своих наследственных прав отказались в пользу истца. В состав наследства ФИО1, вошел также гараж, расположенный в гаражном кооперативе «Жигули» по адресу: <адрес>. По причине того, что право собственности на указанный гараж было зарегистрировано отцом 10 сентября 2013 года, нотариус Сивкова Т.Б., пояснила истцу, что из данного гаража будет выделена супружеская доля Болговой Л.В. и только 1/2 доля в праве собственности на данный гараж будет включена в наследственное имущество умершего. Однако спорный гараж был приобретен родителями истца у ФИО7 в 1998 году, то есть в период брака родителей. При приобретении гаража в гаражный кооператив был полностью выплачен паевый взнос.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Шорохова Татьяна Евгеньевна, Болгов Андрей Евгеньевич, нотариус нотариального округа г. Тюмени Тюменской области Сивкова Галина Борисовна, Гаражный кооператив «Жигули».
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать. В обоснование своей позиции указала, что паевый взнос за гараж был выплачен после заключения брака с ФИО1 в 2013 году, что подтверждается справкой и членской книжкой.
Третье лицо Болгов А.Е., в судебном заседании поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО1, ранее состоял в зарегистрированном браке с ФИО2. От брака имеются дети Болгов Николай Евгеньевич, 18 июня 1987 года рождения, Болгов Андрей Евгеньевич, 3 ноября 1985 года рождения, Болгова (после регистрации брака Шорохова, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от 17 июня 2010 года) Татьяна Евгеньевна, 25 августа 1980 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении № от 27 июня 1987 года, свидетельством о рождении № от 23 ноября 1985 года, свидетельством о рождении № от 9 сентября 1980 года. 1 августа 2006 года брак был расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака № от 08 сентября 2006 года, после расторжения брака общее имущество супруги не делили.
3 апреля 2008 года ФИО1 заключил брак с Болговой (до замужества Завьялова) Любовью Владимировной, что подтверждается свидетельством о заключении брака №.
17 января 2020 года ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками, заявившими свои права на наследство после смерти ФИО1, являются супруга Болгова Любовь Владимировна и Болгов Андрей Евгеньевич, Болгов Андрей Евгеньевич и Болгова (Шорохова) Татьяна Евгеньевна от своих наследственных прав отказались в пользу истца.
В состав наследства ФИО1, вошел также гараж, расположенный в гаражном кооперативе «Жигули» по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе - здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ).
По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (п. 4 ст. 218 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй и третий п. 2, п. 4 ст. 218 ГК РФ, п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Аналогичное разъяснение содержится и в абзаце третьем п. 3 постановления Пленума N 25.
Таким образом, лица, полностью внесшие паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса (пункт 7 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).
В исковом заявлении истец указывает, что спорный гараж был приобретен ФИО1 у ФИО7 в 1998 году.
Истцом в материалы дела представлена справка Гаражного кооператива «Жигули» от 24.07.2020 из содержания, в которой указано паевый взнос за спорный гараж выплачен полностью в 1998 году.
Судом также установлено, что в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 10 сентября 2013 года, из содержания которого следует, что гараж, расположенный в гаражном кооперативе «Жигули» по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1, на основании справки Гаражного кооператива «Жигули» от 01.08.2013 №.
Из справки Гаражного кооператива «Жигули» от 01.08.2013 №, следует, что ФИО1, действительно является членом гаражного кооператива «Жигули», и ему на праве собственности принадлежит гараж с инвентарным номером 312 литер А-8 № по плану 20 согласно сводного технического паспорта и инвентарного номера плана выданных ФГУП «Ростехинвентаризация», площадь гаража 18,1 кв. м, паевый взнос за гараж выплачен полностью на 1 августа 2013 года.
В материалы дела Болговой Л.В. представлена квитанция к приходному кассовому ордеру № от 19.05.2000 Гаражного кооператива «Жигули» на сумму 1 500 рублей, где в качестве основания платежа указано – вступительный взнос.
В судебном заседании допрошена свидетель ФИО2, которая пояснила, что является матерью истца. Спорный гараж ФИО1 приобретал ориентировочно в 2000 году. Гараж был необходим, там был погреб. Потом муж купил мотоцикл.
Свидетель ФИО13 в судебном заседании пояснила, что с 1996 года по 2012 год работа в Гаражном кооперативе «Жигули», в должности главного бухгалтера. Гараж был оформлен на Бологова, по заявлению бывшей хозяйки гаража. Паевый взнос был оплачен в 2000 году первой женой Болгова. Паевый взнос является вступительным взносом. В корешке членской книжке есть квитанция об оплате паевого взноса. Представленные в дело оборотные ведомости показывают оплату целевых и членских вносов за каждый год.
Приведенные показания свидетелей согласуются с представленными в дело доказательствами, оснований не доверять сообщенным свидетелями суду сведениям не имеется.
При таких обстоятельствах, суд, установив, что спорный гараж был приобретен ФИО1, по состоянию на май 2000 года паевый взнос им был оплачен, что также подтверждается справкой Гаражного кооператива «Жигули» от 01.08.2013 №, то право собственности на указанный гараж возникло у ФИО1 до 2008 года, то есть до регистрации брака с ответчиком, в связи с чем гараж, назначение: нежилое, общей площадью 18,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № является личным имуществом ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и данное имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
Доводы ответчика со ссылкой на записи в членской книжке об оплате денежных средств за гараж судом отклоняются, поскольку записи в членской книжки о внесении денежных средств с 2008 и последующие года свидетельствуют об оплате ФИО1 членских и целевых взносов, которые по своей правовой природе не являются паевым взносом.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Болгова Николая Евгеньевича – удовлетворить.
Признать гараж, назначение: нежилое, общей площадью 18,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, личным имуществом ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Включить гараж, назначение: нежилое, общей площадью 18,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, в состав наследственного имущества ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2020 года.
Судья А.В. Терентьев