Дело № 2-1519/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2014 года г.Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поросёнковой М.А.,
с участием представителя истца Макеева И.В. – Исламовой Т.А., действующей на основании заявления,
представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Шепелевой И.В., представившей доверенность от 01.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Макеева И.В. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности на межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о техническом состоянии частного жилого дома,
установил:
Макеев И.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности на межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о техническом состоянии частного жилого дома.
В обоснование иска указал, что ему на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доли земельного участка общей площадью 1600 кв.м. по адресу: <адрес>. На указанном участке расположен жилой дом общей площадью 108,7 кв.м., принадлежащий ему на праве собственности.
Актом обследования технического состояния территории земельных участков и строений <адрес> от 12.12.2012 установлено, что д. <адрес> расположен перпендикулярно к южной стороне склона естественного оврага руч. Леплейки. На расстоянии 1,5 м от кирпичного пристроя дома наблюдается просадка грунта глубиной 60-70 см, в длину около 5 м вдоль южного склона. На южной торцевой стене кирпичного пристроя наблюдается трещина вертикального расположения шириной 0,5 – 1 см. В квартире № в спальной комнате наблюдается переход отметок уровня пола до 5 см и на уровне потолочного перекрытия наблюдается трещина шириной до 5 см, расположенная вдоль южной торцевой стены с внутренней стороны комнаты. В другой спальне кв. № также наблюдаются трещины на торцевой южной стороне кирпичного пристроя и внутренних перегородок. Указанные разрушения конструкций жилого дома происходят в связи с оползневыми процессами, распространёнными по <адрес>.
Согласно письму Администрации городского округа Саранск от 16.10.2013 была разработана проектно-сметная документация по укреплению склонов оврага по <адрес>, на которую имеется положительное заключение ГАУ «Управление Государственной экспертизы Республики Мордовия». Проектным решением предлагается устройство систематического дренажа на оползневом участке и ливневой канализации по <адрес>. При проведении строительных работ рекомендуется отселение жителей домов <адрес> и запрет на дальнейшее производство земляных работ в садоводческих целях на приусадебных участках по вышеуказанным адресам. Сметная стоимость строительных работ по укреплению склонов в ценах 1 квартала 2013 года составляет 26 679,00 тыс. рублей. В данную сумму не входят затраты по переселению или выкупу жилья у собственников.
В настоящее время в связи с предельным уровнем дефицита бюджета городского округа Саранск на 2013 год, а также в связи с отсутствием дополнительных доходных источников, предусмотреть средства в бюджете городского округа Саранск на работы по укреплению склонов оврага в 2013 году не представляется возможным.
16 января 2014 года он снова обратился в Администрацию городского округа Саранск по вопросу устранения оползневых процессов около дома или переселении из дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На данное обращение был получен ответ, в котором Администрация городского округа Саранск ссылается на пункт 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47, согласно которому, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В настоящее время межведомственная комиссия не наделена полномочиями по принятию решений о признании частных жилых помещений, находящихся на территории г.о. Саранск пригодными (непригодными) для проживания граждан (Постановление Администрации городского округа Саранск от 17.05.2012 г. № 1793).
Просил возложить обязанность на межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о техническом состоянии дома, находящегося в собственности граждан и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В судебное заседание истец Макеев И.В. не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца Макеева И.В. – Исламова Т.А. в судебном заседании иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, в нём изложенным.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Шепелева И.В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, считает иск Макеева И.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.08.2008 Макееву И.В. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доли земельного участка общей площадью 1600 кв.м. по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке расположен жилой дом общей площадью 108,7 кв.м., принадлежащий Макееву И.В. на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.06.2011.
Как следует из заключения оперативного инженерно-геологического обследования участков, подверженных оползневым процессам от 30.05.2008 № 101, подготовленного ГУП РМ «Геоинформ» 30.05.2008, стенка срыва главного уступа проходит в 80 м от жилых строений <адрес>. По всей длине главного оползневого уступа в верхней части стенки срыва сорвались пласты дернины размерами 30 х 40 см, глубиной до 50 см. На бровке главного уступа в 40-50 см от стенки срыва прослеживаются слабые трещины закола, по которым возможна дальнейшая активизация. На теле оползня выявлены участки заболачивания, которые также будут способствовать дальнейшей активизации. Оползневой участок распахивается под огороды, что также способствует дальнейшей активизации оползневого процесса. Для приведения данного склона в устойчивое состояние необходим полный комплекс противооползневых мероприятий, или решить вопрос по отселению жильцов близко расположенных домов №л.д. 37).
Актом обследования технического состояния территории земельных участков и строений д. <адрес> от 12.12.2012 установлено, что д. <адрес> расположен перпендикулярно к южной стороне склона естественного оврага руч. Леплейки. На расстоянии 1,5 м от кирпичного пристроя дома наблюдается просадка грунта глубиной 60-70 см, в длину около 5 м вдоль южного склона. На южной торцевой стене кирпичного пристроя наблюдается трещина вертикального расположения шириной 0,5 – 1 см. В квартире № в спальной комнате наблюдается переход отметок уровня пола до 5 см и на уровне потолочного перекрытия наблюдается трещина шириной до 5 см, расположенная вдоль южной торцевой стены с внутренней стороны комнаты. В другой спальне кв. № также наблюдаются трещины на торцевой южной стороне кирпичного пристроя и внутренних перегородок. Указанные разрушения конструкций жилого дома происходят в связи с оползневыми процессами, распространёнными по <адрес> (л.д. 47).
Из письма Администрации городского округа Саранск на имя И.В. Макеева от 16.10.2013 следует, что на данный момент разработана проектно-сметная документация по укреплению склонов оврага по <адрес>, на которую имеется положительное заключение ГАУ «Управление Государственной экспертизы РМ». Проектным решением предлагается устройство систематического дренажа на оползневом участке и ливневой канализации по <адрес>. При проведении строительных работ рекомендуется отселение жителей домов <адрес> и запрет на дальнейшее производство земляных работ в садоводческих целях на приусадебных участках по вышеуказанным адресам. Предусмотреть средства в бюджете городского округа Саранск на работы по укреплению склонов оврага в 2013 г. не представляется возможным (л.д. 36).
Письмом Администрации городского округа Саранск от 27.01.2014 на имя Макеева И.В. сообщено, что в настоящее время межведомственная комиссия не наделена полномочиями по принятию решений о признании частных жилых помещений, находящихся на территории городского округа Саранск, непригодными (пригодными) для проживания граждан. Макееву И.В. разъяснено право обратиться в суд с целью возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о техническом состоянии дома, находящегося в собственности гражданина.
Суд приходит к выводу о необходимости возложения на межведомственную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о техническом состоянии жилого дома истца по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п.6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. п. 11, 12 части 1 ст.12. Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся среди прочего определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодным для проживания.
Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).
Согласно п.2 названного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от форм собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 7 и 8 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанного помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Как следует из пунктов 42, 43 и 48 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 8 раздела 1 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия обязана принять одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения;
о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Судом установлено, что имелись основания для рассмотрения Межведомственной комиссией представленных материалов, для чего она должна была провести оценку соответствия помещения и вынесения решения в соответствии с пунктом 47 Положения, либо в соответствии с пунктом 46 того же Положения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Однако, в нарушение указанной нормы, Межведомственная комиссия сформирована не была, итоговое решение не принято, то есть Администрация городского округа Саранск фактически уклонилась от рассмотрения вопроса и вынесла формальное решение, что нарушает права Макеева И.В.
Довод представителя межведомственной комиссии об отсутствии у межведомственной комиссии полномочий по оценке соответствия частных жилых помещений, находящихся на территории городского округа Саранск, суд находит несостоятельным.
Вопрос о разрушении жилого дома <адрес> в результате оползневых процессов рассматривался ГУП РМ «Геоинформ», а также Комиссией из сотрудников Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Октябрьского района, Минлесхоза РМ, Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа Саранск, в результате чего рекомендовано отселение жителей домов, в том числе и № по <адрес>, в связи с угрозой их жизни и здоровью в результате разрушения дома в результате оползневых процессов.
Тот факт, что жилой дом <адрес> действительно стоит на склоне оврага, где постоянно происходит оседание почвы, в результате чего образовались трещины на стенах с повреждением внутренней отделки помещений, произошло повреждений коммуникаций, подтверждается также представленными истцом фотографиями.
Однако, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьёй 7 Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Судом установлен факт нарушения прав собственника жилого дома <адрес> Макеева И.В., заключающийся в отказе компетентных органов рассмотреть вопрос о техническом состоянии его жилого дома, разрушающегося в результате оползня.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Макеева И.В. и возлагает на межведомственную комиссию Администрации городского округа Саранск обязанность рассмотреть вопрос о техническом состоянии дома, находящегося в его собственности и принять соответствующее решение.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Макеева И.В. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности на межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о техническом состоянии частного жилого дома удовлетворить.
Обязать межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания рассмотреть вопрос о техническом состоянии жилого дома, находящегося в собственности Макеева И.В., расположенного по адресу: <адрес> и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Ю. Надёжина