Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1059/2017 ~ М-1023/2017 от 14.11.2017

Дело №2-1059/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2017 года                             город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Пепеловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астапова С.В., Астаповой М.П., действующей в своих интересах и в интересах Корепановой Д.М. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

установил:

Астапов С.В., Астапова М.П., действующая в своих интересах и в интересах Корепановой Д.М.. обратились в суд с иском к администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным постановления от 16.02.2016 №151 в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование заявленных требований указали, что состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением Администрации им предоставлено жилое помещение – двухкомнатная <адрес> с учетом сдачи двухкомнатной <адрес>, в связи с чем они сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в то время как оснований для снятия их с учета не имелось. Полагают, что они сохранили право состоять на учете нуждающихся, поскольку предоставленное ответчиком жилое помещение не соответствует по жилой площади норме предоставления, которая в момент постановки их на учет составляла 12 кв.м., тогда как жилая площадь квартиры составляет 25,2 кв.м., а общая 52,6 кв.м.

В судебном заседании Астапов С.В., Астапова М.П., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что ответчиком им должно было быть предоставлено жилое помещение жилой площадью не менее 36 кв.м. на всех членов семьи, тогда как предоставленная им квартира такой площадью не соответствует.

Представитель ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Мосеева О.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, указав на их необоснованность.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом установлено, что на основании решения Нарьян-Марского Совета народных депутатов Архангельской области от 30.09.1991 Астапова М.П. с членами своей семьи, состоящей из трех человек, была поставлена на учет граждан нуждающихся в получении жилого помещения (№ 1528 в общей очереди, №41 внеочередное, №504 первоочередное).

Основанием принятия истца на учет являлся пп. «а» п. 7, п.п «е» п.25, п.п. «в» п. 23 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР».

Из учетного дела Астаповой М.П. следует, что постановлением главы администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 16.02.2007 №224 Астаповой М.В. по договору коммерческого найма предоставлено жилое помещение – двухкомнатная <адрес> в <адрес>, общей площадью 55,8 кв.м., в том числе жилой – 27,9 кв.м.

В связи с пожаром в <адрес> в <адрес> постановлением от 01.10.2013 №1944 Астаповой М.П. и членам ее семьи: Астапову С.В., Корепановой Д.М. для временного проживания предоставлено жилое помещение маневренного фонда – двухкомнатная квартира №№72 в <адрес> в <адрес>, общей площадью 49,5 кв.м, в том числе жилой 26,2 кв.м.

Постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 16.02.2016 №151 Астаповой М.П. и членам ее семьи по договору социального найма предоставлена двухкомнатная <адрес> <адрес> с учетом сдачи двухкомнатной <адрес>

В связи с предоставлением жилого помещения, Астапова М.П. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под №239.

Заявляя требование о признании незаконным указанного постановления в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцы ссылаются на то обстоятельство, что предоставленное им ответчиком жилое помещение по жилой площади не соответствует норме предоставления, установленной Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в Ненецком автономном округе, утвержденных постановлением Собрания депутатов НАО от 23.05.1996 N 142 и которая составляла 12 кв.м., в связи с чем у Администрации отсутствовали основания для снятия их с учета.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Из положений этих норм следует, что Астапова М.П., поставленная на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, может быть снята с такого учета в случае, если утрачены основания, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент постановки истца Астаповой М.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно п.п. «а» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области, утвержденных решением исполкома Архангельской области Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28.12.1989 N 160 (действующих в момент постановки Астаповой М.П. на учет) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи восемь и менее квадратных метров.

В соответствии с действующим в настоящее время п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях ) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 21.05.2009 N 498-р «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» на территории г. Нарьян-Мара установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 16 квадратных метров.

Из материалов дела следует, что Астаповой М.П. на состав семьи из трех человек по договору социального найма предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира <адрес>

Согласно технического плана указанного жилого помещения, оно имеет общую площадь 54,2 кв.м.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет 18,06 кв. м. (54,2 : 3).

Более того, жилая площадь предоставленного Астаповой М.П. жилого помещения, превышает норму жилой площадью на одного члена семьи, установленной ранее действующих Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Архангельской области, утвержденных решением исполкома Архангельской области Совета народных депутатов и президиума Архангельского Облсовпрофа от 28.12.1989 N 160, отсутствие которой являлась основанием для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Аналогичные условия содержаться и в ст.ст. 55, 56 ЖК РФ.

Так, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета (ст. 55 ЖК РФ).

Поскольку органом местного самоуправления исполнена возложенная на него в силу закона обязанность по предоставлению Астаповой М.П. жилого помещения, площадь которого превышает учетную норму, установленную в г. Нарьян-Маре, то постановление Администрации от 16.02.2016 №151 является законным, при этом оснований для восстановления Астаповой М.М. в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в данном случае не имеется.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Астапова С.В., Астаповой М.П., действующей в своих интересах и в интересах Корепановой Д.М. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                             Д.А.Яровицына

Копия верна

Судья                                           Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1059/2017 ~ М-1023/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Астапов Сергей Владимирович
Информация скрыта
Ответчики
Администрация МО " Городской округ " Город Нарьян-Мар "
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на сайте суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
14.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2017Передача материалов судье
16.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.12.2017Предварительное судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2018Дело оформлено
17.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее