№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,
при помощнике Галустовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары к Савельев А.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Савельеву А.С. о взыскании недоимки по налогам, в обоснование требований указав, что административный ответчик является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое является объектом налогообложения, следовательно, в силу ст.15 Конституции РФ, ст.23 Налогового кодекса РФ на Савельева А.С. возлагаются обязательства по уплате налогов. В связи с неуплатой в добровольном порядке налога на имущество физических лиц, налоговый орган в порядке ст.69, 70 Налогового кодекса РФ направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налогов, пени, которое исполнено не было. Определением мирового судьи судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области по заявлению налоговой инспекции в отношении налогоплательщика вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, который в последующем на основании заявления должника отменен. Реализуя право взыскания недоимки в порядке искового производства, административный истец просит суд взыскать с Савельева А.С. налог на имущество физических лиц за 2015г. в размере 697,90 рублей, пени в размере 3,52 рублей.
Представитель административного истца, надлежаще извещенный о дне слушания, в судебное заседание не явился, ходатайств и дополнений не представил.
Административный ответчик Савельев С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен по месту регистрации, уважительность причин неявки суду не сообщил, ходатайств и возражений относительно заявленных требований не представил.
На основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и ответчика, извещенных надлежаще.
Изучив материалы административного дела, проверив расчет начисленного размера налога и пени, соблюдение сторонами процессуальных сроков, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 22.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 г. вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.).
В силу ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании положений ст.401 Налогового кодекса РФ установлено, что объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Статья 403 Налогового кодекса РФ гласит, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решением Думы г.о.Самара от 24.11.2014 №482 «О налоге на имущество физических лиц» в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпунктах 2 и 2.1 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере 0,3% кадастровой стоимости объекта налогообложения; в отношении прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Как следует из сведений об имуществе налогоплательщика, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в период с 18.02.2008г. по 17.05.2018г. Савельев А.С. являлся собственником здания с назначением нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
В соответствии с ч.1 ст.409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – ч.2 ст.409 Налогового кодекса РФ.
При этом согласно ч.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В соответствии с п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ в таком случае обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.4 ст.52 Налогового кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 6 ст.69 Налогового кодекса РФ определено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция исчислила Савельеву А.С. за налоговый период 2015г. налог на имущество физических лиц в размере 2049 рублей. В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлено налоговое уведомление № от 12.04.2017г. со сроком исполнения до 06.06.2017г., содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, сумме налога.
Поскольку налоговое уведомление оставлено налогоплательщиком без исполнения, налоговой инспекцией в порядке, предусмотренным ст.69, 70 Налогового кодекса РФ, в адрес Савельева А.С. направлено требование № по состоянию на 19.06.2017г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, установив срок исполнения до 14 августа 2017 года включительно.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с ч.1 ст.72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться начислением пени.
Согласно п.1 ч.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Поскольку в установленный законом срок налог не уплачен, налоговой инспекцией применен способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налоговых обязательств в виде начисления пени.
Проверяя представленный истцом расчет, суд находит его верным, поскольку пени начислены на сумму недоимки по налогу за 2015г., исходя из действовавшей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Налогового кодекса РФ (ред. от 29.12.2014г.) в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
21.12.2020г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о вынесении в отношении Савельева А.С. судебного приказа о взыскании задолженности по недоимке. Указанное заявление рассмотрено по существу, судебный приказ вынесен 26.12.2020г.
Определением мирового судьи судебного участка № Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области судебный приказ № от 26.12.2020г. отменен на основании заявления должника относительно исполнения судебного приказа.
Административный иск подан в суд 21.05.2021г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Принимая во внимание вышеприведенную правовую позицию, суд приходит к выводу, что налоговой инспекцией пропущен процессуальный срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика, поскольку последний день срока исполнения требования № приходился на 14.08.2017г., в то время как с заявлением о выдаче судебного приказа инспекция обратилась лишь 21.12.2020г., т.е. с нарушением шестимесячного срока обращения с заявлением, крайний день которого приходился на 14.02.2018г.
Вместе с тем, с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока налоговая инспекция ни к мировому судье, ни в суд общей юрисдикции не обращалась.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Савельева А.С. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015г. в размере 2049 рублей, а также взыскании суммы исчисленных пени в размере 3,52 рублей, поскольку последнее требование является производным от основного, в удовлетворении которого судом отказано.
Таким образом, исковое заявление ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары о взыскании с Савельева А.С. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015г. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары к Савельев А.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13.07.2021г.
<данные изъяты>