УИД: 11MS0061-01-2020-001863-64 Дело № 12-821/2020
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар 03 июля 2020 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Новикова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Сыктывкара на определение мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара, в период замещения мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара, от ** ** ** (№5-659/20) о возращении протокола об административном правонарушении,
установил:
Определением мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара, в период замещения мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара, от ** ** ** протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2. возвращен в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее Управление) в связи с неправильной квалификацией совершенного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, прокурором г. Сыктывкара принесен протест на указанное определение, в котором прокурор просит определение мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара отменить, дело направить на рассмотрение мировому судье. Одновременно прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока на принесение протеста.
В судебном заседании прокурор г.Сыктывкара Вовк Я.И. поддержала доводы протеста.
Представитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Княжева Г.С. протест прокурора поддержала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии с Федеральным Законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» правом принесения протеста обладают прокурор района и его заместитель.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, указанные в статье 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделены правом обжалования вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Положениями части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, копия определения мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара от ** ** ** о возвращении протокола об административном правонарушении получено прокуратурой г. Сыктывкара ** ** **, что подтверждается оттиском печати входящей корреспонденции.
Протест прокурора г. Сыктывкара поступил мировому судье Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара 15.05.2020, т.е. в установленный законом срок, следовательно прокурором срок на подачу протеста не пропущен.
Разрешая протест по существу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела должностным лицом Управления ** ** ** в отношении гражданина ФИО1 составлен протокол № 283 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Гуляев С.В., прибывший на территорию Российской Федерации ** ** ** из Сербии, по месту жительства не проживал, т.е. допустил неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а именно в нарушение п. 2. Постановления Главного санитарного врача РФ от ** ** ** №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», не обеспечил выполнение установленного 14 дневного режима самоизоляции.
Указанный протокол об административном правонарушении и иные материалы дела направлены на рассмотрение мировому судье Морозовского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения, заключается в совершении виновным лицом действий по неповиновению законным распоряжениям или требованиям должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, муниципального контроля, муниципального финансового контроля.
Возвращая на основании п.4 ч.1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Гуляева С.В. в Управление, мировой судья исходил из того, что протокол об административном правонарушении содержит не правильную квалификацию. Между тем с данным выводом мирового судьи согласится нельзя, исходя из следующего.
В силу части второй статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Исходя из этих положений, квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, если эта статья состоит из нескольких частей. При отсутствии такого указания неизвестно, за совершение какого именно административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности.
Пунктом 4 части первой статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из указанных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению надлежит установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть вторая статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Принимая вышеизложенное, следует, что неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатков протокола, не может являться основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен.
Таким образом, определение мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара, в период замещения мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара, от ** ** ** о возвращении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гуляева С.В. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, а протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы дела - возвращению мировому судье на новое рассмотрение со стадии подготовки к принятию.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Протест прокурора г. Сыктывкара удовлетворить.
Определение мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара в период замещения мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара, от ** ** ** отменить, направить протокол № 283 от ** ** ** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3 и приложенные к нему материалы на новое рассмотрение мировому судье Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми.
Судья И.В. Новикова