25RS0<номер>-37
Дело № 2-1610/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2020 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего: судьи Махониной Е.А.,
при секретаре: Семелюк Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту прав и законных интересов пенсионера Минобороны России Карандзей М. В. к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, заместитель военного прокурора Владивостокского гарнизона указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения должностными лицами военного комиссариата Приморского края законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов, участников ВОВ и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Минобороны России – Карандзей М.В. с <дата> по настоящее время получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова умершего <дата> военнослужащего Карандзей Е.И., являвшегося участником Великой Отечественной войны. Однако, при назначении Карандзей М.В. пенсии, Военным комиссариатом Приморского края ей не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Из материалов личного дела Карандзей Е.И. следует, что в период с июня 1941 года по май 1945 года он проходил службу в составе подразделений действующей армии СССР, является участником Великой Отечественной войны и относится к лицам, указанным в пп. «а» п.1 ч.1 ст. 2 ФЗ от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах». В нарушение требований закона, ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» назначил и выплачивает Карандзей М.В. пенсию по случаю потери кормильца без учета повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона, чем нарушены ее права. Просит возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанность произвести перерасчет недополученной Карандзей М.В. пенсии по случаю потери кормильца за 12 месяцев, предшествующих дате подачи настоящего искового заявления в суд, а также возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» назначить и выплачивать Карандзей М.В. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> № 4468-1, с даты подачи настоящего искового заявления в суд.
Карандзей М.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. С учетом ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» Каленская Л.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что размер всех видов пенсий Министерства обороны зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 Закона РФ от <дата> № 4468-1. Повышение, предусмотренное п. «г» ч.1 ст. Закона РФ от <дата> № 4468-1, не является частью денежного довольствия военнослужащих, из размеров которого исчисляется пенсия. Карандзей М.В.. получает доплату к пенсии в размере 16% РРП как лицо, родившееся до <дата>, и не имеет права на несколько повышений пенсий. Устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ гарантировано право на социальное обеспечение, в том числе, и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение членов семей умерших (погибших) военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом РФ от <дата> № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее –Закон № 4468-1).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Из материалов личного дела Карандзей Е.И., <дата> г.р., следует, что в период с июня 1941 года по май 1945 года он проходил службу в составе подразделений действующей армии СССР, является участником Великой Отечественной войны и относится к лицам, указанным в пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах». <дата> Карандзей Е.И. умер.
Карандзей М.В. состояла в браке с Карандзей Е.И. с <дата>.
Начиная с <дата> по настоящее время, Карандзей М.В. получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова умершего военнослужащего Карандзей Е.И., являвшегося участником ВОВ. Следовательно, имеет право на повышение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренное п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от <дата> № 4468-1.
Согласно ст. 5 Закона № 4468-1, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Федеральным законом от <дата> № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона № 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с <дата>, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Закона – на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Закон № 4468-1 от <дата> предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсия по инвалидности и за выслугу лет, получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий – пенсия по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия, определяемого в соответствии со ст. 4 Закона, то есть в данном случае от дохода, которых получал сам кормилец.
Статья 45 указанного Закона помещена в раздел «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии со ст. 46 указанного Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Исходя из изложенного, довод представителя ответчика о том, что такое повышение пенсии в соответствии со ст. 45 Закона № 4468-1 предусмотрено лишь в отношении самого участника Великой Отечественной войны, и к этой категории истец, не имеющая соответствующего статуса, не относится, является необоснованным.
Карандзей М.В. имеет право на повышение размера пенсии не в качестве участника Великой Отечественной войны, а как член семьи умершего участника ВОВ.
Довод представителя ответчика о том, что Карандзей М.В. получает доплату к пенсии в размере 16% РРП как лицо, родившееся до <дата>, не исключает право истца на перерасчет недополученной суммы пенсии по потере кормильца, поскольку оспариваемая доплата является большей по размеру.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Карандзей М.В. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 55 Закона № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений ст. 55 Закона № 4468-1 перерасчет размера пенсий, в том числе, и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
Поскольку заместитель военного прокурора Владивостокского гарнизона обратился в суд в интересах Карандзей М.В. к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» <дата>, соответственно, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии истцу с учетом повышения за 12 месяцев, предшествующих обращению, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» назначить и выплачивать Карандзей М.В. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Руководствуясь ст.ст.13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования заместителя военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту прав и законных интересов пенсионера Минобороны России Карандзей М. В. удовлетворить.
Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанность произвести Карандзей М. В. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» за 12 месяцев, предшествующих дате подачи <дата> настоящего искового заявления в суд.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» назначить и выплачивать Карандзей М. В. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с даты подачи <дата> настоящего искового заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.А. Махонина