дело № 2-262/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2015 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО7ФИО8. с участием:
процессуального истца - помощника прокурора ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия <данные изъяты>» в связи с неисполнением обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и возложении обязанности разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
и.о. прокурора района ФИО3 обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты>» о признании незаконным бездействия <данные изъяты>» в связи с неисполнением обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и возложении обязанности на <данные изъяты>» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 1ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки соблюдения ответчиком законодательства об охране атмосферного воздуха, в деятельности общества выявлены нарушения закона. Установлено, что <данные изъяты>» осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года. На основании Устава, утвержденного собранием участников <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача пара горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей, сбор и очистка воды, распределение воды. В результате деятельности <данные изъяты>» образуются различные вредные (загрязняющие) вещества: мусор от уборки бытовых помещений организации, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и другие мелкие бытовые отходы, отходы, образующиеся от лесопиления. В качестве топлива используется каменный уголь, дрова, соответственно образуются различные продукты горения: азот диоксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, бензин, взвешенные вещества и другие продукты горения. Действующим законодательством установлен как порядок разработки предельно допустимых выбросов для конкретных стационарных источников, так и порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником. В нарушение требований закона <данные изъяты>» до настоящего времени мер к получению необходимой разрешительной документации на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не принято. Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определено какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки, представлением, ответом на представление. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, без проекта предельно допустимых выбросов, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неограниченного круга лиц).
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора ФИО6 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - <данные изъяты> надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. И.о. руководителя Управления ФИО4 представил отзыв на иск, в котором указал об обоснованности требований прокурора.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежаще извещенных о рассмотрении данного дела, т.к. неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.
Статьей 25 Федерального закона от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», направленным на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Пунктами 1, 3 и 7 статьи 12 Федерального закона от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 2.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Письмом Минприроды России от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное). Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 подраздела 1.1 раздела 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.
Как установлено судом, в состав имущества находящегося в аренде у <данные изъяты>», входит стационарный источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух - котельная, расположенная в <адрес>, <адрес>. <данные изъяты>» осуществляет деятельность по производству и передаче пара горячей воды (тепловой энергии); осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей, сбор, очистка воды, распределение воды. В качестве топлива используется каменный уголь, дрова, в результате чего образуются различные продукты горения: азот диоксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, бензин, взвешенные вещества и другие продукты горения.
Также в ходе хозяйственной деятельности <данные изъяты>» образует различные вредные (загрязняющие) вещества: мусор от уборки бытовых помещений организации, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, и другие мелкие бытовые отходы, образующиеся от лесопиления.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, в деятельности <данные изъяты> выявлены нарушения природоохранного законодательства. Установлено, что в нарушение ст.ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» обществом не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, в нарушение п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» <данные изъяты>» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без разрешения. Данный факт не оспаривается ответчиком и подтверждается ответом и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого <данные изъяты>» утвержденных нормативов ПДВ не имеет, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ему не выдавалось.
Учитывая, что общество осуществляет свою деятельность, связанную с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработав проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, без соответствующего разрешения, требования истца, направленные на защиту неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду и её защиту, обоснованны. В деятельности общества допущено бездействие по соблюдению требования законодательства об охране окружающей среды.
Удовлетворяя исковые требования и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд считает предложенный истцом срок (ДД.ММ.ГГГГ) вполне обоснованным, который сможет в полной мере обеспечить надлежащее исполнение возложенной обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора <адрес> ФИО3, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие <данные изъяты> в связи с неисполнением обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.
Обязать <данные изъяты>» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова