Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Давыдовой А.А.
при секретаре ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Цветковой В.А. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков за несвоевременно назначенную ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров,
у с т а н о в и л:
Цветкова В.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков за несвоевременно назначенную ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, указав, что ее муж ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ года он являлся инвали<адрес> группы, с ДД.ММ.ГГГГ – инвали<адрес> группы бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ он умер. На основании решения Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № была установлена связь смерти с <данные изъяты>. На основании п. 13 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ муж истицы при жизни и по день смерти получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Истица в Центр социального обеспечения военного комиссариата <адрес> с просьбой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, однако в выплате было отказано. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд взыскать с ответчика за счет средств выделяемых на пенсионное обеспечение недополученную истицей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № копеек единовременно. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно выплачивать истице ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере № копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательство.
Представитель истицы – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть исковые требования в его отсутствие.
Представитель ответчика - Военного комиссариата <адрес>, ФИО5 действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнила, что с заявлением о назначении ей компенсации истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Данная норма фактически определяет две категории лиц имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Базового Закона:
- семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;
- семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной
поддержки, указанные в статье 14 Базового Закона.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).
Из материалов дела усматривается, что муж истицы - ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>., являлся инвали<адрес> группы бессрочно, с ДД.ММ.ГГГГ - инвали<адрес> группы, увечье связано с ликвидацией аварии на ЧАЭС.ДД.ММ.ГГГГ он умер (л.д. №).
На основании решения <данные изъяты> регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № была установлена связь смерти с радиационными и иными вредными факторами воздействия вследствие радиационной аварии на ЧАЭС.
ФИО6 при жизни и по день смерти получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором были определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем в настоящее время принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числе граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № действует с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются в числе прочих следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; д) заверенная копия свидетельства о смерти; е) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам указанным в части четвертой статьи 14 Закона производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Поскольку денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставленных членам семей, потерявшим кормильца из числе граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, то Цветкова В.А. как вдова инвалида № группы вследствие заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, потерявшая кормильца, имеет право на получение данной компенсации. Указанное право на основании приведенных изменений действующего законодательства возникает у данной категории граждан с ДД.ММ.ГГГГ, и названная компенсация назначается в порядке, установленным действующими Правилами.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В11-41, в котором суд высшей инстанции отметил, что названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с ДД.ММ.ГГГГ.
Системный анализ Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления всех мер социальной поддержи согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № носит заявительный характер. В частности, пункт 6 Правил непосредственно предусматривает, что выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Установлено, что с соответствующим письменным заявлением истица к ответчику обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с учетом вышеприведенных норм и Правил, требование о взыскании единовременно с Военного комиссариата <адрес> за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации (казны) РФ в пользу истицы образовавшей задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров подлежит удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей.
Ссылка истицы на её право на получение указанной компенсации с момента смерти супруга и обязанности <данные изъяты> <адрес> после принятия соответствующего нормативного акта назначить указанную компенсацию не основана на законе. Истицей вред здоровью вследствие аварии на <данные изъяты> не причинен, на получение указанных выплат она претендует как член семьи умершего участника ликвидации последствий аварии. Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным документом, информация о котором общедоступна. То обстоятельство, что истица не знала о возникшем у нее право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не является основанием полагать суду, что истица несвоевременно обратилась с указанным заявлением по вине ответчика.
Таким образом, оснований для взыскания суммы компенсации за прошлое время без учета времени обращения истицы с заявлением, не имеется.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в ДД.ММ.ГГГГ году размеров компенсацией и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>, аварии в ДД.ММ.ГГГГ году на производственном объединении «<данные изъяты>» и <данные изъяты> теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров ( п.13 ч.1 ст. 14 Закона) составляет № рублей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Цветкова В.А. относится к группе граждан, категория которых предусмотрена п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем, истица имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере, установленном в размере № рублей с последующей индексацией.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Цветковой В.А. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков за несвоевременно назначенную ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Цветковой В.А. за счет средств казны недополученную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременно № рублей.
Признать за Цветковой В.А. право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно выплачивать в размере № рублей, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Выплату производить за счет средств выделяемых на пенсионное обеспечение по бюджетной классификации расходов федерального бюджета №»
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А.Давыдова