К делу № 2-478/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - Г.Л. Авджи,
при секретаре – Коржовой М.Ю.,
с участием представителя истца – Чукановой Т.А.,
представителя ответчика –Титаренко К.О., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Шунькова В.И. к Администрации Новомихайловского городского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Шуньков В.И. обратился в суд с исковым заявлением о признании за ним права на получение утвержденной схемы расположения земельного участка и обязании Администрации Новомихайловского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка.
В обоснование исковых требований сослался на то, что на основании решения Туапсинского районного суда от 01.02.2018г., вступившим в законную силу 05.03.2018г., является собственником нежилого здания – хозяйственной постройки площадью 20,9 кв.м. по адресу <адрес>. Для приведение документов на хозяйственную постройку в соответствие с действующим законодательством, возникла необходимость в формировании земельного участка под постройкой, для чего по его заказу была изготовлена Схема расположения земельного участка площадью 525 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №. Для утверждения Схемы обратился в Администрацию Новомихайловского городского поселения, но письмом от 27.03.2018г. получил отказ на том основании, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, находящейся в федеральной собственности, предоставленной в постоянное бессрочное пользование санаторию «Агрия». Поэтому Администрация правом распоряжаться указанными землями не обладает. С данным отказом не согласен, так как он нарушает его права как собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке. Так, исходя из положений статьи 35 Земельного кодекса РФ при возникновении у лица права собственности на здание, находящееся на чужом земельном участке, такое лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования. Более того, правовыми нормами подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков (находящихся в государственной или муниципальной собственности) в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, расположенных на таких земельных участках (без проведения торгов). То есть он, как собственник зданий, имеет исключительное право на оформление земельного участка, занятого его строениями. Более того, в случае отсутствия у него как землепользователя документов о праве собственности или аренды на землю, его могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Поэтому им и было обеспечено изготовление схемы расположения земельного участка и направление ее в орган местного самоуправления - Администрацию Новомихайловского городского поселения Туапсинского района с заявлением о ее утверждении. Как видно из схемы расположения земельного участка, он располагается в кадастровом квартале №, который не является индивидуально определенным земельным участком, имеющим установленные границы, зарегистрированным за кем-либо на каком-либо праве в ГКН, соответственно данные земли относятся к государственной собственности. На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, государственной собственностью являются земли, ни за кем не зарегистрированные на праве собственности в Едином государственном реестре прав. И право на распоряжение ими принадлежит органу местного самоуправления, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3. Согласно Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги: «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденному постановлением Администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 30.06.2015г. № 270, «муниципальная услуга предоставляется уполномоченным органом администрации муниципального _ образования Новомихайловского городского поселения Туапсинского района - Муниципальным казённым учреждением Новомихайловского городского поселения «Управление имущественных отношений Новомихайловского городского поселения». Поэтому основания для отказа администрации носят формальный, не обоснованный характер. Поскольку урегулировать вопрос по утверждению схемы участка в ином порядке не представляется возможным, вынужден обратиться в суд и просит признать за ним право на получение утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу <адрес> и обязать администрацию Новомихайловского городского поселения и МКУ «Управление имущественных отношений Новомихайловского городского поселения <адрес>» утвердить схему расположения земельного участка, площадью 525 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах кадастрового квартала №.
В судебном заседании представитель истца Шунькова В.И. – Чуканова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила признать незаконным отказ и обязать орган местного самоуправления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащий Шунькову В.И. объект недвижимости.
Представитель ответчика – Администрации Новомихайловского городского поселения <адрес> – Титаренко К.О., в судебном заседании требования искового заявления не признала. При этом пояснила, что Шуньков В.И. ДД.ММ.ГГГГ обращался в администрацию Новомихайловского городского поселения с просьбой согласования схемы земельного участка в кадастровом квартале 2363360107001, расположенного по адресу: <адрес> Однако, было установлено, что границы испрашиваемого земельного участка, отображенные на схеме, находятся на территории земельного участка, находящегося в федеральной собственности, предоставленного на основании государственного акта № от ДД.ММ.ГГГГ в постоянное (бессрочное) пользование санаторию «Агрия». Предоставление и согласование границ земель, находящихся в собственности Российской Федерации, является прерогативой Росимущества.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к выводу, что исковое заявление Шунькова В.И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Шуньков В.И. является собственником объекта недвижимости – хозяйственной постройки площадью 20,9 кв.м. по адресу <адрес>
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
При этом в силу ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Истец, являясь собственником объекта недвижимости, и имея право на приобретение в собственность либо в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации своего нежилого здания, обеспечил изготовление схемы расположения земельного участка под принадлежащим ему объектом и обратился в Администрацию Новомихайловского городского поселения с заявлением об утверждении данной схемы.
Однако, письмом от 27.03.2018г. Шунькову В.И. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 525 кв.м. по адресу <адрес>, со ссылкой на то, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, находящейся в федеральной собственности, предоставленной в постоянное бессрочное пользование санаторию «Агрия». Поэтому Администрация правом распоряжаться указанными землями не обладает.
Признавая отказ Администрация Новомихайловского городского поселения не законным, суд исходит из следующего.
Отказывая истцу в согласовании схемы расположения земельного участка, Администрация Новомихайловского городского поселения ссылается на то, что участок расположен на землях, относящихся к федеральной собственности. В то же время как видно из представленных документов, санаторию «Агрия», деятельность которого прекращена 22. 09. 2016 года, согласно Выписки из ЕГРЮЛ, ДД.ММ.ГГГГ был выдан Государственный акт на право бессрочного пользования землей, площадью 173,1 гектаров. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № а также Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07. 02. 2017 года, участок, площадью 1731000 кв. метров учтен в государственном кадастре недвижимости с 27. 05. 2003 года с видом разрешенного использования «для санатория Агрия», границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, права на участок за кем-либо не зарегистрированы. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № учтен в ГКН декларативно, относится к землям, находящимся в государственной собственности, права на который не разграничены, соответственно право на распоряжение им принадлежит органу местного самоуправления в силу п.2 ст. 3.3. Федерального Закона от 25. 2001 году № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ».
Более того, как видно из материалов дела, принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимости располагаются по адресу пос. сан. Агрия, б\н. А предоставленный санаторию «Агрия» земельный участок располагается по адресу <адрес>.
Таким образом, доводы Администрации Новомихайловского городского поселения в той части, что испрашиваемый земельный участок находится на землях, относящихся к федеральной собственности, не обоснованы.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий осуществляется без проведения торгов (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок является непременным условием для его формирования, постановки на кадастровый учет и последующего приобретения в собственность. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В процессе предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка орган местного самоуправления, в том числе, утверждает схему расположения земельного участка. Данная стадия позволяет определить границы испрашиваемого земельного участка на местности, а также определить наличие у заявителя права на предоставление его в собственность. Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливая право на получение, в том числе и в собственность, земельного участка, определяет порядок обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка является обязанностью лица, желающего получить в собственность земельный участок.
Указанная обязанность истцом Шуньковым В.И. была выполнена.
В соответствии с п.2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, органом, уполномоченным на согласование схемы расположения земельного участка является администрация Новомихайловского городского поселения. А в соответствии с административными регламентом, утвержденным Постановлением администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 30. 06. 2015 года №, данная услуга предоставляется уполномоченным органом администрации МО Новомихайловского городского поселения - МКУ «Управление имущественных отношений Новомихайловского городского поселения».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Шунькова В.И. к Администрации Новомихайловского городского поселения – удовлетворить.
Обязать администрацию Новомихайловского городского поселения и МКУ «Управление имущественных отношений Новомихайловского городского поселения Туапсинского района» принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 525 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> в пределах кадастрового квартала №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья: