Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-156/2018 (2-3248/2017;) ~ М-2939/2017 от 31.10.2017

Дело № 2-156/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2018 года город Красноярск

Кировский районный суд города Красноярска в составе:

председательствующего судьи Ремезова Д.А., при секретаре Ерофееве В.А.,

с участием: процессуального истца старшего помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Ковязина М.Д.,

материального истца Степановой Г.И.,

представителя ответчика КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №1» Максименко Е.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Степановой Галины Ивановны к Министерству здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №1» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) в интересах Степановой Г.И. к Министерству здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №1» (далее КГБУЗ «КМП №1») о признании бездействия незаконным.

Свои требования мотивировал тем, что Степанова Г.И. <данные изъяты> наблюдается в КГБУЗ «КМП №1» с заболеванием <данные изъяты>. В виду указанного заболевания Степанова Г.И. ежедневно использует шприц-ручки для постановки инсулина, тест-полоски для контроля уровня гликемии.

Имея право на получение набора социальных услуг, Степанова Г.И. от указанного набора услуг отказалась, в связи с чем имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в силу законодательства об основах охраны здоровья граждан, территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи в Красноярском крае на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890, заболевание Степановой Г.И. <данные изъяты> включено в перечень заболеваний, дающий право на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно.

Количество тест-полосок для определения глюкозы крови к глюкометру и инъекционных игл к шприц-ручкам определено приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2007 года №748, которым утвержден стандарт медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом (180 тест-полосок, 110 игл).

Названным выше стандартом медицинской помощи установлены усредненные показателя, которые могут быть увеличены по жизненным показаниям. Следовательно, если Степановой Г.И., по показаниям, требуется, определенное количество изделий медицинского назначения, то они должны быть предоставлены ей бесплатно в требуемом количестве.

В 2017 году Степанова Г.И. получила только 1 стандарт, содержащий 100 игл для шприц ручек и 2 стандарта тест-полосок, каждый из которых содержит 50 штук. Факт обеспечения Степановой Г.И. 100 иглами для шприц-ручек ей оспаривается.

В удовлетворении заявления Степановой Г.И. об обеспечении её дополнительными изделиями медицинского назначения в виде игл и тест-полосок, поданном в июне 2017 года в КГБУЗ «КМП №1», отказано, так как Степанова Г.И., отказавшись от набора социальных услуг, не имеет права на обеспечение изделиями медицинского назначения сверх перечня, утвержденного вышеуказанной краевой территориальной программой. Подобная позиция поддержана Министерством здравоохранения Красноярского края.

Тем самым, по мнению прокурора, ответчиками нарушены права материального истца на охрану здоровья и льготное лекарственное обеспечение, поскольку исходя из приведенного выше стандарта, Степановой Г.И. дополнительно положено 80 тест-полосок. При этом, исходя из назначения лечащего врача Степановой Г.И., ей по медицинским показаниям необходим приём инсулина 2 раза в день, каждый день в течение календарного года с использованием шприц-ручки и съемных инъекционных игл к шприц ручкам. Таким образом, учитывая, что годовая потребность пациента в иглах составляет 730 штук (365 дней *2 иглы), факт обеспечения Степановой Г.И. только 100 иглами, материальный истец не дополучила 630 игл (730-100).

В связи с этим прокурор требует возложить на ответчиков обязанность обеспечить в полном объёме Степанову Г.И. изделиями медицинского назначения в виде инъекционных игл к шприц-ручкам за 2017 год в количестве 630 штук.

Определением суда от 20.02.2018 года производство по делу в части дополнительного обеспечения материального истца тест-полосками прекращено, в виду отказа истцов от этих требований.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г. Красноярска Ковязин М.Д., истица Степанова Г.И. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом Степанова Г.И. подтвердила факт того, что ей до настоящего времени по медицинским показаниям требуется дважды в день ставить инсулин, для чего необходимо 2 иглы, использовать иглы многократно недопустимо, так как иглы одноразовые. Также Степанова Г.И. настаивала на не получении ей в 2017 году 100 игл по рецепту от 15.03.2017 года <данные изъяты>.

Представитель ответчика КГБУЗ «КМП №1» Максименко Е.Н. просила отказать в иске, пояснив, что обеспечение Степановой Г.И. изделиями медицинского назначения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства № 890 только в пределах утвержденного Перечня лекарственных препаратов и категорий заболеваний. В 2017 году Степановой Г.И. выписано 150 тест полосок и 200 игл к шприц-ручке, тогда как в соответствии со стандартом Степановой Г.И. положено всего 110 игл в год. При этом необходимость выписки изделий медицинского назначения свыше стандарта документально не подтверждена. На практике не исключается многократное (до 5 раз) использование игл, поэтому необходимость в дополнительном обеспечении Степановой Г.И. иглами отсутствует.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края Мишнина А.А., действующая на основании доверенности от 06.09.2017 года, представила отзыв на исковое заявление, с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика обращает внимание суда на то, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.12.2007 года № 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (МКБ-10), которым определен перечень изделий медицинского назначения. Перечень включает в себя тест для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручку для введения инсулина и инъекционные иглы к шприц-ручкам. Согласно Стандарту, обеспечение пациентов изделиями медицинского назначения производится из расчета на 365 дней лечения. Среднее количество тестов для определения глюкозы крови к глюкометру определено в количестве 180 штук, инъекционных игл – 110 штук. Обязанность по организации своевременного и квалифицированного обследования и лечения пациента, информированию о возможности получения необходимых медицинских изделий возложена на лечащего врача. Поэтому количество медицинских изделий, необходимых и достаточных конкретному пациенту для лечения в течении 365 дней, определяет исключительно лечащий врач с учетом требований Стандарта оказания медицинской помощи. Медицинское учреждение самостоятельно определяет потребность в лекарственных препаратах, изделий медицинского назначения, имеет право корректировать указанную потребность. Министерство здравоохранения Красноярского края организует обеспечение граждан изделиями медицинского назначения, путем размещения государственных заказов на поставки на основании заявленной потребности медицинских организаций края. Инвалид, проживающий на территории края и страдающий инсулинонезависимым диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение тест-полосок, шприц-ручек, игл к ним, количество медицинских изделий определяет лечащий врач, получение медицинских изделий осуществляется в соответствии с рецептами. Степанова Г.И. <данные изъяты>, состоит на учете в КГБУЗ «КМП №1» с диагнозом <данные изъяты> решение врачебной комиссии об обеспечении Степановой Г.И. указанными медицинскими изделиями по жизненным показаниям отсутствует, соответственно основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГПКК «Губернские аптеки» Кочеткова С.И., действующая на основании доверенности от 07.06.2017 года, направила пояснения к исковым требованиям, согласно которым все рецепты, в том числе спорный от 15.03.2017 года <данные изъяты>, выписанные Степановой Г.И., обеспечены, что подтверждается самими рецептами с отметками об исполнении, движением товаров за период 10.03.2017 г. – 30.04.2017 г.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Росздравнадзора по Красноярскому краю Милицина М.А., Чепилова О.Н., действующие на основании доверенностей от 09.01.2018 года №1, от 06.02.2018 года №9, допрошенные в судебном заседании 06.02.2018 года, показали, что обеспечение Степановой Г.И., <данные изъяты>, медицинскими изделиями происходит в соответствии со Стандартом медицинской помощи. По жизненным показаниям Степанова Г.И. вправе получать большее количество медицинских изделий, в рассматриваемом случае игл. Количество игл определяет лечащий врач, если их число превышает стандарт медицинской помощи, то решение принимает врачебная комиссия медицинского учреждения.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании 10.01.2018 года подтвердила факт того, что Степановой Г.И. по жизненным показаниям необходимо дважды в день ставить инсулин, для чего нужно 2 иглы в день, вопрос обеспечения Степановой Г.И. иглами свыше установленного Стандарта на врачебную комиссию не выносился.

Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, удовлетворив исковые требования частично по следующим основаниям.

В соответствии с пп 1 и 3 п.1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета – п.2 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ.

Осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями возложены на Министерство здравоохранения Красноярского края – п.3.29 Постановления Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N 31-п "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края".

Закупка медицинских изделий осуществляется на основании заявленной потребности медицинских организаций края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В силу ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", на органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность устанавливать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Исходя из п. 4.11 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2016 N 682-п, гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но отказавшимся от ее получения, предоставление лекарственных препаратов по перечню лекарственных препаратов, применяемых при предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, при оказании им медико-социальной помощи бесплатно или на льготных условиях осуществляется в соответствии с Постановлением N 890 по категориям заболеваний.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также с 50-процентной скидкой, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В приложении N 1 к этому Постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение всех лекарственных средств, и категории заболеваний, в перечень заболеваний включено заболевание «диабет».

В соответствии с данным Перечнем, при заболевании «диабет» гражданин имеет право на инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 г. N 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (по Международной классификации болезней (МКБ-10) инсулинонезависимый сахарный диабет имеет код Е:11).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом утвержден, в том числе, и перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручка для введения инсулина и инъекционные иглы к шприц-ручкам.

Согласно данному Стандарту обеспечение пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения производится из расчета на 365 дней лечения, при этом среднее количество тестов для определения глюкозы крови к глюкометру определено в размере 180 штук, инъекционных игл к шприц-ручкам - 110 штук, частота предоставления инъекционных игл - 0,1 (т.е. предоставляются не каждому пациенту с диагнозом МКБ-10: Е 11).

В силу ч.5 ст. 37, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Аналогичные нормы закреплены в Приказе Минздрава России от 28.12.2012 N 1581н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете".

Пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" на врачебную комиссию возложены функции принятия решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

В соответствии с п.п. 2, 4, 7, 12 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации; запрещается выписывать рецепты медицинским работникам при отсутствии медицинских показаний; срок действия рецепта на медицинское изделие составляет один месяц со дня выписки; рецепт на медицинское изделие выписывается на имя пациента, для которого предназначено медицинское изделие. Рецепт на медицинское изделие может быть получен пациентом или его законным представителем.

Из системного толкования вышеприведенных норм законодательства следует, что инвалид, проживающий на территории края и страдающий инсулинонезависимым сахарным диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение тест-полосок, шприц-ручки и игл к ней. Количество медицинских изделий, необходимых инвалиду, определяет лечащий врач, получение медицинских изделий инвалидам осуществляется на основании выписанных рецептов. Определенное Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом количество игл (110 штук) является средним нормативом и носит рекомендательный характер. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав истицы на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.

Медицинская организация (КГБУЗ «КМП №1»), имеющая право выписки рецептов отдельным категориям граждан, самостоятельно определяет потребность в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения, имеет право корректировать указанную потребность по жизненным показаниям пациентов.

Из представленной суду медицинской документации видно, что Степанова Г.И. <данные изъяты> состоит на учете в КГБУЗ «КМП №1» <данные изъяты>, от получения набора социальных услуг Степанова Г.И. отказалась, в виду чего последняя обеспечивается медицинскими изделиями в рамках приведенного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 и территориальной программы государственных гарантий. В связи с указанным заболеванием, Степановой Г.И. по жизненным показаниям ежедневно – дважды в день необходимо ставить инсулин, что предполагает использование двух игл в день (многократное применение указанных игл исключается производителем в целях предотвращения заражения). Данные обстоятельства подтверждаются рецептами, где отмечены дозировка и частота проставления инсулина, медицинской картой амбулаторного больного, показаниями лечащего врача ФИО1, подтвердившей необходимость использования Степановой Г.И. двух игл в день для введения инсулина. При этом, несмотря на наличие жизненных показаний, обращения Степановой Г.И. к ответчику (КГБУЗ «КМП №1»), в дополнительном обеспечении иглами Степановой Г.И. отказано. Врачебная комиссия КГБУЗ «КМП №1» не проведена, вопрос дополнительного обеспечения Степановой Г.И. иглами в количестве, превышающем стандарт медицинской помощи, ответчиком не разрешен, чем существенно нарушены права пациента на обеспечение всеми необходимыми медицинскими изделиями бесплатно в объеме, определяемым врачом. Таким образом, учитывая, что годовая потребность пациента в иглах составляет 730 штук (365 дней *2 иглы), факт обеспечения Степановой Г.И. только 200 иглами (по рецептам от 15.03.2017 года <данные изъяты>, от 01.11.2017 года <данные изъяты>), материальный истец не дополучила 530 игл (730-200), в связи с чем суд считает необходимым признать бездействие КГБУЗ «КМП №1» незаконным и возложить на ответчика обязанность в полном объёме обеспечить Степанову Г.И. изделиями медицинского назначения в виде инъекционных игл к шприц-ручкам за 2017 год в количестве 530 штук. При этом суд исходит из того, что обязанность по обеспечению истца бесплатно иглами для шприц-ручки за счет средств федерального бюджета лежит на КГБУЗ «КМП №1». Именно данное учреждение здравоохранения формирует заявку на изделия медицинского назначения в Министерство здравоохранения Красноярского края. Лечащим врачом учреждения самостоятельно выписываются рецепты на медицинские изделия для граждан, имеющих право на получение их бесплатно, в количестве, исходя из установленной схемы лечения, что в рассматриваемой ситуации должностными лицами КГБУЗ «КМП №1» сделано не было, а доказательств того, что истица не была обеспечена необходимым ей количеством игл из-за действий (бездействия) Министерства здравоохранения Красноярского края не представлено. Напротив, Министерством здравоохранения Красноярского края в адрес КГБУЗ «КМП №1» направлено письмо с предложением проведения врачебной комиссии в целях определения дальнейшей тактики лечения Степановой Г.И. (ответ министерства на обращение Степановой Г.И. от 15.09.2017 года).

Доводы Степановой Г.И. о не получении ей 100 игл по рецепту от 15.03.2017 года <данные изъяты> суд отвергает, поскольку рецепт носит персональный характер, где указывается Ф.И.О. пациента, является документом строгой отчетности, соответственно выдача рецепта иному лицу исключается. Из представленных третьим лицом ГПКК «Губернские аптеки» документов (названного выше рецепта, движения товаров за период 10.03.2017 г.- 30.04.2017 г.) следует, что рецепт отпущен 07.04.2017 года, оснований не доверять этим документам, а также полагать о недобросовестности действий КГБУЗ «КМП №1», ГПКК «Губернские аптеки», не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Степановой Галины Ивановны к Министерству здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №1» о признании незаконным бездействия в части необеспечения в полной мере инъекционными иглами к шприц-ручкам в 2017 году удовлетворить частично.

Возложить обязанность на КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №1» обеспечить в полном объёме Степанову Галину Ивановну изделиями медицинского назначения в виде инъекционных игл к шприц-ручкам за 2017 год в количестве 530 штук. В удовлетворении остальной части исковых требований об обеспечении Степановой Галины Ивановны инъекционными иглами за указанный период, требований к Министерству здравоохранения Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский Краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 20.03.2018 года.

Председательствующий                   Д.А. Ремезов

2-156/2018 (2-3248/2017;) ~ М-2939/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанова Галина Ивановна
Прокурор Кировского района г. Красноярска
Ответчики
КГБУЗ "Красноярская межрайонная поликлиника № 1"
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Ремезов Д.А.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
31.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017Передача материалов судье
07.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2017Подготовка дела (собеседование)
29.11.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.12.2017Предварительное судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
06.02.2018Судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2019Дело оформлено
19.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее