Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1393/2020 ~ М-1141/2020 от 10.06.2020

6

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре судебного заседания Каримовой Л.А.,

с участием представителя административного ответчика ИФНС России по <адрес> – Пономаревой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Илюшкиной Анастасии Роландовны к ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица

УСТАНОВИЛ:

Илюшкина А.Р. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с названным административным иском, указав, что <дата> ИФНС России по <адрес> в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья» на основании решения о ликвидации юридического лица и ликвидационного баланса. Административный истец находит действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими ее права, так как до ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья» ей предъявлен иск к данной организации по индивидуальному трудовому спору о признании недействительным соглашения о расторжении трудового договора, внесении изменений в трудовую книжку, гражданское дело по которому прекращено в связи с указанной ликвидацией, что лишило ее возможности защищать свои трудовые права.

В связи с изложенным, Илюшкина А.Р. просит суд признать незаконным действия ИФНС России по <адрес> по внесению в ЕГРЮЛ записи от <дата> о ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья».

Илюшкина А.Р., Сапожников Ю.А. представители ИФНС России по <адрес>, АО "Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т." в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд отклоняет ходатайство стороны административного истца об отложении судебного заседания, поскольку административный истец имеет представителя, отпуск которого в данном случае не является уважительной причиной для отложения разбирательства дела, которое ранее уже неоднократно откладывалось. Илюшкина А.Р. не является работодателем своего представителя, следовательно, выполняя добровольно взятое на себя поручение, представитель должен выполнять его независимо от отпуска по месту работы.

Кроме того Илюшкина А.Р. могла обеспечить явку другого представителя, представленная справка о болезни ребенка, сама по себе не подтверждает невозможность явки самой Илюшкиной А.Р. в судебное заседание, в котором она и ее представитель ранее неоднократно принимали личное участие и высказывали свою позицию по делу.

В силу статьи 150 КАС РФ и с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства, не возражавших относительно продолжения рассмотрения административного дела, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд отклоняет заявленное стороной административного истца ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОСП по <адрес>, поскольку его права и обязанности не могут быть затронуты при разрешении административного дела (ст. 47 КАС РФ).

Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> – Пономарева Е.В. по доверенности от <дата> в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения, поскольку процедура добровольной ликвидации соблюдена регистрирующим органом в полном объеме, права административного истца не нарушены.

Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Статьей 21 данного федерального закона предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов административного дела усматривается, что <дата> ИФНС России по <адрес> в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья» ОГРН на основании решения о ликвидации юридического лица и ликвидационного баланса.

Согласно представленному по запросу суда регистрационному делу <дата> принято решение о ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья», назначен ликвидатор общества Сапожников Ю.А.

<дата> в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора на основании соответствующего уведомления от <дата>.

<дата> в печатном СМИ журнале «Вестник государственной регистрации» опубликовано сообщение о принятом решении о ликвидации данного юридического лица.

<дата> единственный акционер ЗАО ЖЭК «Ладья» Тюркина Л.Н. утвердила промежуточный ликвидационный баланс, который <дата> передан в регистрирующий орган.

<дата> единственный акционер ЗАО ЖЭК «Ладья» Тюркина Л.Н. утвердила ликвидационный баланс общества, который также был представлен в ИФНС России по <адрес>, после чего <дата> общество было ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от <дата>.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> в связи с ликвидацией ЗАО ЖЭК «Ладья» прекращено производство по гражданскому делу по иску Илюшкиной А.Р. к обществу о признании недействительным соглашения о расторжении трудового договора, внесении изменений в трудовую книжку.

Определение обжаловано в <адрес> областной суд и не вступило в законную силу.

Условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица или органа незаконным является его несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, ст. 13 ГК РФ).

Согласно представленным материалам регистрационного дела ликвидатором ЗАО ЖЭК «Ладья» в регистрирующий орган представлены все необходимые для ликвидации общества документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Уведомление о ликвидации юридического лица осуществлено в соответствии с положениями ст. 20 данного федерального закона.

Установленный ст. 22 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица регистрирующим органом соблюден в полной мере.

В регистрирующий орган из суда или арбитражного суда не поступали судебные акты о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Какие-либо обеспечительные меры судом не принимались, запрет на ликвидацию или внесение иных изменений в ЕГРЮЛ в отношении ЗАО ЖЭК «Ладья» отсутствовал.

В связи с чем, препятствий для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией не имелось.

Административный истец также не обращалась в качестве заинтересованного лица в регистрирующий орган с возражениями относительно предстоящей ликвидации юридического лица.

Таким образом, ИФНС России по <адрес> при государственной регистрации ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья» не знало и не могло знать о наличии в производстве суда гражданского иска, рассматриваемого в Октябрьском районном суде <адрес>.

В соответствии с п.п. 4 – 4.4. ст. 9 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Как было указано выше ликвидатором ЗАО ЖЭК «Ладья» в регистрирующий орган представлены все необходимые для ликвидации общества документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.

Оснований для проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, не имелось, поскольку обоснованные сомнения в их достоверности не возникли, а возражения заинтересованных лиц относительно предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, в частности от Илюшкиной А.Р. не поступали, что она и ее представитель признали в суде.

Недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом установлена не была, в связи с чем, препятствий для осуществления государственной регистрации не имелось.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Предусмотренных п. 1 ст. 23 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.

Ссылка административного истца на пп. «ч» п. 1 ст. 23 данного федерального закона согласно которой отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения, ошибочна, поскольку ликвидатор не предоставлял регистрирующему органу документы, содержащие недостоверные сведения.

Доводы стороны административного истца об обратном опровергаются материалами административного дела, основаны на неверном понимании норм права.

Таким образом, регистрирующим органом соблюдены все требования Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при ликвидации ЗАО ЖЭК «Ладья», что препятствует признанию таких его действий незаконными, а потому оснований для удовлетворения административного иска и суд не находит.

При таких обстоятельствах административный иск Илюшкиной А.Р. удовлетворению не подлежит, так как незаконность действий регистрирующего органа судом не установлена.

Сторона административного истца не лишена права и не утратила возможность защищать свои права другими установленными законом способами, включая предъявление соответствующих требований к лицам, инициировавшим и проводившим процесс добровольной ликвидации юридического лица при наличии к тому законных оснований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Илюшкиной Анастасии Роландовны к ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Волков

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

2а-1393/2020 ~ М-1141/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Илюшкина А.Р.
Ответчики
ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара
Другие
Сапожников Ю.А.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары,
Акционерное общество "Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т."
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Волков М. В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
10.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее