Дело № 2-888/15-11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации19 января 2012 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова
при секретаре В.А. Макаровой
рассмотрев заявление Клинова А.М. об оспаривании решения призывных комиссий Петрозаводского городского округа и Республики Карелия,
установил:
Клинов А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на военную службу и решения Призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении решения Призывной комиссии Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что при определении категории его годности к военной службе был нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования, а именно ему не проводились обязательные флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки, электрокардиографическое исследование, анализы крови и мочи, без которых не могло быть проведено медицинское освидетельствование и определена категория его годности к военной службе, а также поскольку обжалуемое решение было принято с нарушением установленной процедуры, т.к на заседании Призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ее персональный состав до него не доводился, члены комиссии ему представлены не были, результаты его медицинского освидетельствования не докладывались, предложения по решению комиссии о предназначении его по видам, родам Вооруженных сил не вносились, сведения о его личности не уточнялись. На основании изложенного заявитель просит признать незаконными и отменить вышеназванные решения призывных комиссий Петрозаводского городского округа и Республики Карелия о его призыве на военную службу.
В судебном заседании заявитель и его представитель Табаков С.Н. заявленные требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснили, что перед принятием призывной комиссией Петрозаводского городского округа обжалуемого решения направления на прохождение необходимых исследований и сдачу анализов Военным комиссариатом ему не выдавались, были получены им после вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ, повестку о явке на медицинское освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил только ДД.ММ.ГГГГ, являвшимся нерабочим днем, в связи с чем не имел возможности самостоятельно получить и представить результаты анализов и исследований, кроме того, полагали, что для их получения Военный комиссариат был обязан выдать заявителю направления.
Представитель призывных комиссий Гарифулин С.Р. возражал против заявленных требований, полагал обжалуемые решения законными, указал, что в повестке о явке на медицинское освидетельствование было указано на необходимость призывника представить результаты соответствующих анализов и исследований, представление необходимых медицинских сведений является обязанностью призывника, таким образом, заявитель мог самостоятельно пройти необходимые исследования и сдать анализы на основании полученной повестки, без направлений военного комиссариата, чего не сделал, также пояснил, что соответствующие направления были выданы заявителю ДД.ММ.ГГГГ, однако и после этого тем не были пройдены необходимые исследования. Считал, что отсутствие результатов анализов и исследований не повлияло на законность решения призывной комиссии и правильность определения категории годности заявителя к военной службе, поскольку перед отправкой в войска заявитель должен был пройти контрольный медицинский осмотр, также отрицал указанные в заявлении факты нарушения процедуры проведения заседания призывной комиссии.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Ст.23 указанного Федерального закона установлено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п.13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
П.5 этого же Положения установлено, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п.4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах).
П.11 данного Положения установлено, что требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, разрабатываются совместно Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе. Организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п.15 данного Положения, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В п.17 Положения указано, что врачи-специалисты дают заключение о годности к военной службе граждан при призыве на военную службу по результатам медицинского освидетельствования.
Приложением № 3 «Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья» к Приказу Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 (далее по тексту – Инструкция), установлен порядок и объем диагностических исследований, необходимый к проведениюдо медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу (см. п.15 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Так, согласно п.7 Инструкции, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование.
П.8 Инструкции установлено, что сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения.
В соответствии с требованиями П.9 Инструкции, врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
Исходя из взаимосвязи вышеназванных положений законодательства, регулирующих вопросы проведения медицинского освидетельствования и определения категории годности при призыве на военную службу, следует, что результаты клинико-инструментального исследования (что включает в себя названные в п.7 Инструкции анализы и исследования) подлежат обязательному исследованию врачом, проводящим медицинское освидетельствование призывника, поскольку относятся к медицинским показателям, характеризующим состояние здоровья и физического развития призывника, на основании которых принимается решение о его категории годности.
Как установлено в судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле, письменных материалов дела, медицинское освидетельствование Клинова А.М. было начато ДД.ММ.ГГГГ, окончено ДД.ММ.ГГГГ. При этом в учетной карте Клинова А.М. (раздел II), в листах медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ года данные о результатах флюорографического, лабораторных исследований, полученных не ранее чем за 30 суток до его освидетельствования, как того требуют п.п.7, 8 Инструкции, не указаны. Из пояснений заявителя следует и представителем призывных комиссий не оспорено, что такие исследования в отношении Клинова А.М. в период освидетельствования не проводились, направления для их проведения были выданы только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день окончания освидетельствования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что медицинское освидетельствование в отношении Клинова А.М. в нарушение п.9 Инструкции проведено без изучения результатов клинико-инструментального исследования, т.е. в объеме меньшем, нежели предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем принятое на его основании заключение о категории годности заявителя к военной службе нельзя считать обоснованным и законным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение Призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, как базирующееся на заключении о категории годности заявителя к военной службе, вынесенном по результатам не надлежаще проведенного медицинского исследования и, как следствие, решение Призывной комиссии Республики Карелия об его утверждении от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, необоснованными и подлежат отмене, как нарушающие права заявителя.
Доводы представителя призывных комиссий об обязанности призывника самостоятельно пройти исследования, сдать анализы и представить их результаты для проведения медицинского освидетельствования по повестке о явке на такое освидетельствование суд оценивает критически, как противоречащие п.15 Положения о военно-врачебной экспертизе, которым предусмотрена выдача направлений для прохождения диагностических исследований военным комиссариатом. Кроме того, суд учитывает, что повестка о явке на медицинское освидетельствование была вручена заявителю за 1 день до его начала, что следует из его пояснений и органами, чьи действия обжалуются, обязанными в силу ст.249 ГПК РФ доказывать законность обжалуемых решений, не опровергнуто, в связи с чем заявитель самостоятельно пройти необходимые исследования до начала освидетельствования не мог. В период же медицинского освидетельствования направления на прохождение исследований заявителю не выдавалось.
Ссылки представителя призывных комиссий на выдачу заявителю направлений на исследования ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после принятия обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, юридического значения для разрешения дела не имеют, поскольку суд в рамках Главы 25 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность обжалуемых решений на момент вынесения, кроме того, п.4 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрены изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования, а не после его окончания.
Доводы заявителя о нарушении процедуры принятия обжалуемых решений суд оценивает критически, поскольку они опровергаются показаниями свидетеля <данные изъяты>, пояснившей в судебном заседании, что ею состав призывной комиссии Петрозаводского городского округа доводился до сведения призывников, в том числе заявителя, до начала заседания от ДД.ММ.ГГГГ, члены призывной комиссии призывнику представлялись, данные, характеризующие личность заявителя, имелись в материалах учетного дела и дополнительного уточнения не требовали.
Оценку показаниям свидетеля <данные изъяты> суд при вынесении решения не дает, как не отвечающим требованиям относимости доказательств, поскольку им даны пояснения относительно процедуры его призыва на военную службу и прохождения медицинского освидетельствования, об обстоятельствах, касающихся принятия обжалуемого решения в отношении Клинова А.М. свидетель пояснений не дал.
С учетом вышеизложенного суд находит заявление Клинова А.М. о признании решений призывных комиссий незаконными подлежащим удовлетворению, в силу положений ч.1 ст.258 ГПК РФ в целях устранения нарушения прав и свобод заявителя считает необходимым обязать призывную комиссию Республики Карелия в соответствии с п.21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации отменить обжалуемые решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Клинова А.М. удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Клинова А.М. на военную службу незаконным.
Признать решение призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Клинова А.М. на военную службу незаконным.
Обязать призывную комиссию Республики Карелия отменить решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 27.01.2012.