Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5421/2015 ~ М-5211/2015 от 11.08.2015

Решение

Именем Российской федерации

03 ноября 2015 года

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Аладина Д.А.

При секретаре Лебедевой Т.Я.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5421 по заявлению Черноваленковой К.И. о признании незаконным решения Минсельхоза России, признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом,

У с т а н о в и л:

Черноваленкова К.И. обратилась в суд с заявлением, которым просит признать незаконным решение Минсельхоза России об отказе передать по договору купли-продажи в собственность Черноваленковой К.И. комнаты <номер> площадью <...> кв. м., расположенной в двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, выраженное в письме от <дата> <номер>, обязать Министерство передать в собственность заявителя указанную комнату по договору купли-продажи, а также признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ по согласованию вопроса о передачи спорной квартиры по договору купли-продажи в собственность Черноваленковой К.И. и обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ согласовать передачу спорной квартиры Минсельхозом России для передачи в собственность Черноваленковой К.И. по договору купли-продажи.

В обоснование требований ссылается на то, что что проживает в комнате <номер> в двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Занимаемая комната принадлежит ей на праве собственности. При этом вторая комната в квартире, площадь которой составляет менее нормы предоставления жилой площади - <...> кв. м., ни кем не занята и в установленном порядке никому не передана в пользование. Считает, что вправе приобрести вторую комнату в квартире в собственность на основании ч. 3 ст. 59 ЖК РФ.

В судебном заседании Черноваленкова К.И. и её представитель – адвокат по ордеру Ерошевский М.В. поддержали заявление в полном объеме и просили его удовлетворить.

Представитель Минсельхоза России по доверенности Платонов А.С. в судебное заседание явился, выразил несогласие с заявлением, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам письменных возражений.

Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ по доверенности Ухова М.П. в судебное заседание явилась, выразила несогласие с заявлением, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам письменных возражений.

Третье лицо представитель ФГБУ «ОК Полушкино» по доверенности Курбанов М.М. в судебное заседание явился, выразил несогласие с заявлением, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам письменных возражений.

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что решением Раменского городского суда от <дата> в удовлетворении исковых требований Черноваленковой К.И. к ФГБУ «<...>» о признании права на жилое помещение – комнату, площадью <...> кв. м., расположенной в двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес> отказано.

Из материалов дела усматривается, что в оперативное управление Учреждения передано находящееся в федеральной собственности здание жилого <адрес> (кроме приватизированных квартир №<...>), расположенного по адресу: <адрес>

Письмом от <дата> <номер> Минсельхоз России отказало Черноваленковой К.И. в предоставлении в собственность комнаты площадью <...> кв. м., расположенной в двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 2 ст. 59 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 59 ЖК РФ при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

По смыслу указанной нормы права, закон наделяет граждан правом на предоставление по договору купли-продажи освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения при наличии совокупности следующих условий: жилое помещение должно быть освободившимся, то есть должно освободиться в период проживания нанимателей, собственников, претендующих на его предоставление; наниматели (собственники), претендующие на освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, должны проживать в этой квартире на момент его освобождения; наниматели (собственники), претендующие на освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, на момент его освобождения должны в установленном порядке быть признаны нуждающимися в жилых помещениях или иметь обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.

Из содержания ст. 59 ЖК РФ следует, что необходимым и обязательным условием предоставления жилого помещения является его освобождение.

Освободившимся жилым помещением в контексте ст. 59 ЖК РФ считается помещение, которое было ранее предоставлено лицу по договору социального найма в установленном законом порядке и освободилось в связи

с прекращением или расторжением договора найма. Вместе с тем указанное условие отсутствует.

При таких обстоятельствах, спорная жилая комната по отношению к заявителю не может считаться освободившимся жилым помещением и не подлежит предоставлению в порядке ст. 59 ЖК РФ.

Также не представлены в суд доказательства того, что заявитель является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, исходя из буквального толкования закона, соответствующие права по ч. 3 ст. 59 ЖК РФ у заявителя могут возникнуть только в случае если общая площадь занимаемого ею жилого помещения составляет менее нормы предоставления.

В соответствии с Решением Совета депутатов Раменского района Московской области от <дата>. <номер>-СД норма предоставления площади жилого помещения составляет от 15 до 18кв.м. от общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В силу ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

К определению того, что является общей площадью комнаты в коммунальной квартире в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ по аналогии закона подлежат применению положения статей 15, 16, 42 ЖК РФ.

Исходя из содержания положений названных статей ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом, используемых для обслуживания более одной комнаты.

Из технического паспорта жилого помещения, занимаемого заявителем следует, что она пользуется принадлежащей ей на праве собственности комнатой площадью <...> кв.м., а также подсобной площадью квартиры, составляющей <...> кв.м.

Таким образом, поскольку Черноваленкова К.И. обеспечена жилым помещением, общая площадь которого больше нормы предоставления, в связи с чем, у заявителя отсутствуют основания для обращения с заявлением о передаче спорного недвижимого имущества по договору купли-продажи.

Кроме того, суд соглашается с доводами представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ о том, что указанные организации не могут являться надлежащим ответчиком в виду следующего.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от
<дата> <номер>-р «Об утверждении перечней федеральных
государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России»
Оздоровительный комплекс «<...>», <адрес> находится в ведении Минсельхоза России (п.1 Перечня).

В оперативное управление Учреждения передано находящееся в федеральной собственности здание жилого <адрес> (кроме приватизированных квартир №<номер>), расположенного по адресу: <адрес>

Соответственно, Министерство не располагает полномочиями по распоряжению недвижимым имуществом, которое закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, Минсельхоз России не является лицом, уполномоченным на передачу недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении Оздоровительного комплекса «<...>», по договору купли-продажи.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие,
за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,
владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом,
в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества
и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с
согласия собственника этого имущества.

В соответствии с ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Согласование таких сделок осуществляется в соответствии Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее - Положение).

Согласно п.п. «м» п. 3 Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 4 Положения решения по вопросам, указанным в подпунктах «м» и «н» п. 3 настоящего Положения (далее - решение), принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), посредством размещения на портале проекта решения.

Следовательно, Черноваленкова К.И. должна была обращаться с соответствующим заявлением не в Минсельхоз России и Росимущество, а в Оздоровительный комплекс «<...>», за которым на праве оперативного управления закреплено спорное имущество. Заявление о передачи в собственность Черноваленковой К.И. по договору купли-продажи комнаты <номер> площадью <...> кв. м., расположенной в двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес> в Оздоровительный комплекс «<...>» от Черноваленковой К.И. не направлялось, что не оспаривалось последней.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемое решение, выраженное письмом Минсельхоз России от <дата> <номер> не нарушало каких-либо прав и свобод заявителя, поэтому оснований для признания незаконным этого постановления не имеется, так же как и не имеется оснований для признания незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ по согласованию вопроса о передачи спорной квартиры по договору купли-продажи в собственность Черноваленковой К.И. и обязании согласовать передачу спорной квартиры для передачи в собственность Черноваленковой К.И. по договору купли-продажи.

Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение, выраженное письмом Минсельхоз России соответствуют требованиям действующего законодательства и оснований к его отмене у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь Главой 25 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявления Черноваленковой К. И. о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства РФ об отказе в передачи по договору купли-продажи в собственность комнаты <номер>, площадью <...> кв.м., расположенной в двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, выраженное в письме от <дата> <номер>, обязании Министерства сельского хозяйства РФ передать комнату <номер> Черноваленковой К.И. по договору купли-продажи, признании незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ по согласованию вопроса о передачи по договору купли-продажи в собственность Черноваленковой К.И. комнаты <номер>, площадью <...> кв.м., расположенной в двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес> обязании согласовать передачу Министерством сельского хозяйства РФ в собственность комнаты <номер> по договору купли-продажи - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2015 года.

Судья

2-5421/2015 ~ М-5211/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черноваленкова Клавдия Ивановна
Другие
Министерство сельского хозяйства РФ
ТУФАУГИ по МО
ФГБУ "Оздоровительный комплекс Полушкино"
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Аладин Д.А.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
11.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2015Передача материалов судье
11.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2015Судебное заседание
03.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2016Дело оформлено
01.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее