ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена 19.02.2021 года.
Мотивированное постановление изготовлено 20.02.2021 года.
г. Самара 20.02.2021 года
Судья Промышленного районного суда г.Самары Панкова К.А.,
с участием Мельникова МН, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
рассмотрев протокол УУП ОП № 2 УМВД России по г.Самаре К от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении: Мельникова МН, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
23.01.2021 года в период с 14-00 часов до 16-00 часов, Мельников М.Н., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) двигаясь по маршруту от площади <адрес>, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в орган местного самоуправления, не выполнил законное требование сотрудников полиции, предусмотренное п. 1.7 ч.1 ст. 13 Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011г. «О полиции», и требования сотрудников Администрации г.о.Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п. 1 ч.3 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г. порядок проведения публичного мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении Мельникова М.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Мельников М.Н. в судебном заседании вину в совершении правонарушения отрицал, пояснив, что действительно ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в публичном мероприятии, с целью выражения мнения против уголовного преследования российского политика Н. В связи с этим он был задержан сотрудниками полиции, которые доставили его в отдел полиции, где удерживали на протяжении нескольких часов. В отделе полиции в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, с чем он не согласен, поскольку участвовал в мирном собрании, на что имел конституционное право в соответствии со ст. 31 Конституции РФ. Кроме того, право на свободы мирных собраний гарантировано всем жителям России в соответствии со ст.11 Конвенции о защите прав и основных свобод. Также считает, что применение в отношении него такой меры обеспечения производства по делу, как доставление в отдел полиции, где его удерживали на протяжении более трех часов до того, как составили протокол об административном правонарушении, не было необходимым; в протоколе не указано, что послужило основанием для его доставления в отдел полиции. На основании изложенного, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Изучив протокол об административном правонарушении от 23.01.2021 года и представленные в суд материалы, видеозапись фиксации правонарушения, заслушав пояснения Мельникова М.Н., суд приходит к следующему.
Статья 31 Конституции РФ устанавливает право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. На обеспечение реализации указанных прав направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 30.12.2020г.).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Пунктом 5 указанной статьи устанавливается понятие шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
Указанный Федеральный закон №54-ФЗ предполагает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия, изложенный в ст. 7 указанного Федерального закона.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17).Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Часть 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ устанавливает, что участниками публичного мероприятия являются граждане.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" под несанкционированным публичным мероприятием следует понимать публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленных частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях случаях, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном названным законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях.
Согласно информации Администрации г.о.Самара, УМВД России по г.Самаре уведомление о проведении публичных мероприятий 23.01.2021 года к ним не поступало.
Судом установлено, что 23.01.2021 года в период с 14-00 часов до 16-00 часов, Мельников М.Н., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) двигаясь по маршруту от площади <адрес>, не выполнил законное требование сотрудников полиции, и требования сотрудников Администрации г.о.Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п. 1 ч.3 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г. порядок проведения публичного мероприятия.
Согласно ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Конституционный Суд в определении 7 июля 2016 года N 1428-О указал, что законоположения пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют проведению в специально отведенных местах без предварительного уведомления публичных мероприятий любой формы (вида), если количество их участников не превышает предельной численности лиц, установленной законом субъекта Российской Федерации, которая не может быть менее ста человек, что, в свою очередь, исключает наступление административной ответственности за проведение соответствующих публичных мероприятий без подачи уведомления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Оспоренными нормами закрепляются отдельные условия проведения публичных мероприятий (в том числе требования к их участникам, включая запрет на сокрытие своего лица, а также предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется). Оспоренными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются меры административной ответственности за нарушение порядка проведения публичного мероприятия.
Таким образом, в действиях Мельникова М.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, то есть нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения митинга, шествия, выразившееся в невыполнении законных требований сотрудников полиции, сотрудников Администрации г.о. Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии.
Факт совершения Мельниковым М.Н. административного правонарушения и его вина подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, материалами дела об административном правонарушении:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным уполномоченным должностным лицом в отношении Мельникова М.Н. в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;
- показаниями участкового –уполномоченного полиции ОП №2 У МВД России по <адрес> К, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, о том, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась на рабочем месте, в отделе полиции, куда с несанкционированного митинга сотрудниками полиции была доставлена группа граждан, среди которых находился Мельников М.Н., о чем свидетельствует рапорт о доставлении, в котором также указано, что Мельников М.Н. участвовал в несанкционированном митинге. В связи с чем, она составила в отношении Мельникова М.Н. протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, с которым он ознакомился и был не согласен. При составлении протокола она разъясняла ему права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ. О том, что на момент составления протокола Мельников М.Н. находился в отделе полиции более трех часов, последний ей не пояснял;
- показаниями свидетеля Г оглы в судебном заседании о том, что занимает должность консультанта по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции Администрации г.о. Самаре. ДД.ММ.ГГГГ он вместе с другими сотрудниками Администрации г.о. Самара находился на площади Героев 21 Армии, где проходил несанкционированный митинг. В его обязанности входила организация взаимодействия добровольной народной дружины с сотрудниками полиции при выполнении охраны общественного порядка. Когда на площадь Героев 21 Армии стали прибывать люди, он, с использованием громкоговорителей и усилителей связи, доводил до сведения граждан, что мероприятие не санкционировано, а участие в нег является административным правонарушением, за что они могут быть привлечены к административной ответственности, предлагал гражданам покинуть место проведения данного мероприятия;
- показаниями свидетеля Т в судебном заседании о том, что он является начальником отдела управления по работе с обращениями граждан Администрации г.о. Самара. ДД.ММ.ГГГГ по маршруту от площади <адрес> проходило публичное мероприятие; уведомление о проведении данного публичного мероприятия в Администрацию г.о. Самара не подавалось, следовательно, его проведение было незаконным. В указанную дату он находился на площади Героев 21 Армии, через громкоговоритель предупреждал граждан, участвовавших в публичном мероприятии, о том, что оно проходит незаконно, об административной ответственности за участие в нем, просил прекратить данные действия;
- показаниями свидетеля Ф в судебном заседании о том, что он является консультантом управления по работе с обращениями граждан Администрации г.о. Самара. ДД.ММ.ГГГГ во всех социальных сетях, в общем доступе появилась информация о намерении провести несанкционированное публичное мероприятие по маршруту от площади <адрес>. В указанную дату он прибыл на данное мероприятие, через громкоговоритель от имени Администрации г. о. Самара он предупреждал граждан, участвовавших в публичном мероприятии, о том, что оно проходит незаконно, об административной ответственности за участие в нем, просил прекратить данные действия. Никакого уведомления о проведении данного публичного мероприятия в Администрацию г.о. Самара не подавалось;
- объяснениями Мельникова М.Н. в судебном заседании;
- протоколом о доставлении от ДД.ММ.ГГГГ;
- рапортом полицейского полка ППСП УМВД России по г.Самаре по факту выявления Мельникова М.Н., который ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга и шествия, проходившем по маршруту от площади <адрес>, и его доставления в ОП №2 У МВД России по <адрес>;
- актом осмотра видеозаписи, а так же видеозаписью, просмотренной в судебном заседании, и другими материалами дела.
Данные доказательства получены с соблюдением требований закона, являются относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для вывода о виновности Мельникова М.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам Мельникова М.Н. применение в отношении него меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления в ОП №2 У МВД России по г.Самаре, отвечало целям, установленным в ст.27.2 КоАП РФ, доставление было применено с целью составления протокола об административном правонарушении, поскольку на месте выявления административного правонарушения составить протокол об административном правонарушении не представилось возможным. Административное задержание, срок которого не может превышать три часа (за исключением случаев, предусмотренных в ч.ч.2,3 ст.27.5 КоАП РФ) и исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, к Мельникову М.Н. не применялось, документальных сведений об этом в материалах дела не содержится.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также для признания правонарушения малозначительным, не установлено.
Срок давности привлечения Мельникова М.Н. к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, не истек.
При определении Мельникову М.Н. вида и размере административного наказания, суд в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых оно было совершено, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
С учетом характера административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, обстоятельств его совершения, суд считает необходимым назначить Мельникову М.Н. наказание в виде административного штрафа. При определении размера административного штрафа суд учитывает, что Мельников М.Н. в браке не состоит, на иждивении малолетних детей не имеет, официально не трудоустроен, и полагает возможным назначить Мельникову М.Н. административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Мельникова МН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Разъяснить, что в силу ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в канцелярию Промышленного районного суда г. Самары по адресу: г. Самара, ул. Фадеева, д. 58 «а», каб.117.
Постановление суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья К. А. Панкова