Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-538/2016 ~ М-477/2016 от 29.04.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2016 года                                  г. Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Волошкина О. А.

при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Лихославльского района Абалихиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело № 2-538/2016 по иску прокурора Лихославльского района Тверской области.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в суд с иском в интересах Веселовой Н.С. к администрации Лихославльского района и Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение.

В обоснование исковых требований указано, что проверкой прокуратуры Лихославльского района установлено, что Веселова Н.С. является ребенком-сиротой. <данные изъяты>. Распоряжением начальника ТОСЗН Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ Веселова Н.С. была направлена в государственное интернатное учреждение. Веселова Н.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, своего жилого помещения не имеет. Собственником указанного жилого помещения является ФИО4, который намерен распорядиться собственным имуществом по своему усмотрению. В органе, осуществляющем государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о помещениях, принадлежащих на праве собственности Веселовой Н.С. В соответствии с заключением ТОСЗН Лихославльского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Веселова Н.С. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Веселова Н.С. является сиротой, оставшейся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности никакого жилого помещения, достигла возраста 18 лет, следовательно имеет право на предоставление ей жилого помещения из специализированного жилого фонда, по договору найма. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Просит суд обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование администрации МО «Лихославльский район» для обеспечения жилым помещением Веселовой Н.С. в срок до 30.06.2017 года; обязать администрацию Лихославльского района предоставить Веселовой Н.С., жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 30.06.2017 года.

Старший помощник прокурора Лихославльского района Абалихина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Истица Веселова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика администрации Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Согласно представленному отзыву администрации Лихославльского района Тверской области на исковое заявление, против удовлетворения исковых требований не возражают. В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 26.02.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (пункты 6,7,8) ежегодно, в срок до 15 сентября текущего года, комиссия при Министерстве социальной защиты населения Тверской области формирует список указанной категории граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения. Этот список направляется в органы местного самоуправления муниципальных образований, после чего органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списке, сформированном на 2016 год Веселова Н.С. не значится. В настоящее время в областном бюджете на 2016 год не предусмотрены эти денежные средства для предоставления Лихославльскому району в целях приобретения жилых помещений детям-сиротам. Просит суд учесть исковые требования прокурора при вынесении решения и предоставить срок исполнения данного решения до 30.06.2017 года.

Представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Согласно представленному Министерством социальной защиты населения Тверской области отзыву, не возражают против удовлетворения исковых требований. Комиссией при Министерстве социальной защиты населения Тверской области 18.06.2014 года Веселова Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Денежные средства, поступившие из федерального и областного бюджетов на обеспечение детей-сирот и лиц из их числа в 2017 году будут направлены муниципальным образованиям в соответствии с бюджетом, сформированным в сентябре 2015 года в течение 3-х суток, по заявке администрации района. Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечивает финансирование муниципалитетов для приобретения жилых помещений, но не предоставляет помещения детям-сиротам.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – Правительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области, ТОСЗН Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Ранее в судебном заседании представитель ТОСЗН Лихославльского района Тверской области Красова Н.В. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно представленным возражениям Правительства Тверской области на исковые требования прокурора, в соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области. Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, является Министерство социальной защиты населения Тверской области, в связи с чем перечисление денежных средств органам местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется именно Министерством социальной защиты населения, который также в данном случае осуществляет контроль за целевым расходованием средств областного бюджета Тверской области. Веселовой Н.С., в случае подтверждения в ходе судебного разбирательства её отношения к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно представленному отзыву Министерства финансов Тверской области на исковые требования прокурора, обязанность предоставить жилое помещение Веселовой Н.С. возложена на органы местного самоуправления.

Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишён его.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 8. Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 150-ЗО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченным Правительством Тверской области органом исполнительной власти Тверской области в соответствии с законодательством.

Закон Тверской области 17.04.2006 № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, относящиеся к их числу, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту первичного выявления.

В соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», территориальные отделы социальной защиты населения за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области. Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения. Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (статья 133).

В соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 года № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (статьи 1 и 2).

Органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилые помещения гражданам, указанным в статье 2 настоящего закона, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной законом Тверской области (статья 5).

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию (статья 6).

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий а также использование предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств осуществляют органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области в пределах компетенции, установленной законодательством (статьи 4 и 9).

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Согласно Порядку расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года № 142-пп, субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 N 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 2).

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п. 3).

Субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство социальной защиты населения Тверской области заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.4).

Судом установлено, что Веселова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, <данные изъяты>.

В соответствии с распоряжением ТОСЗН Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ Веселова Н.С. была направлена в государственное интернатное учреждение.

Министерством социальной защиты населения Тверской области в 2014 году Веселова Н.С. на основании представленных ТОСЗН Лихославльского района Тверской области документов включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно справке Веселова Н.С. является студентом ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Администрация Лихославльского района Тверской области наделена полномочиями по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Какое-либо жилое помещение за Веселовой Н.С. на праве собственности не зарегистрировано, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Таким образом, учитывая, что Веселова Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, не имеет в собственности жилья и не находится на полном государственном обеспечении, с 2014 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако жилым помещением в соответствии с законом до настоящего времени не обеспечена, суд считает необходимым возложить на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанность по предоставлению Веселовой Н.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, а поскольку Министерство социальной защиты населения Тверской области, в соответствии с приведенными нормами законодательства, является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, то обязанность по обеспечению финансирования администрации Лихославльского района для приобретения жилого помещения Веселовой Н.С. должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Учитывая порядок и сроки формирования бюджета и списка, в который включают лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, суд полагает возможным установить срок исполнения решения не позднее 30.06.2017 года.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лихославльского района удовлетворить.

Возложить на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанность в срок до 30.06.2017 года однократно предоставить Веселовой Наталье Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанность в срок до 30.06.2017 года обеспечить финансирование администрации Лихославльского района Тверской области на приобретение для Веселовой Н.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий судья:      О. А. Волошкин

Мотивированное решение составлено 01.07.2016 года.         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2016 года                                  г. Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Волошкина О. А.

при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Лихославльского района Абалихиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело № 2-538/2016 по иску прокурора Лихославльского района Тверской области.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лихославльского района Тверской области обратился в суд с иском в интересах Веселовой Н.С. к администрации Лихославльского района и Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение.

В обоснование исковых требований указано, что проверкой прокуратуры Лихославльского района установлено, что Веселова Н.С. является ребенком-сиротой. <данные изъяты>. Распоряжением начальника ТОСЗН Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ Веселова Н.С. была направлена в государственное интернатное учреждение. Веселова Н.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, своего жилого помещения не имеет. Собственником указанного жилого помещения является ФИО4, который намерен распорядиться собственным имуществом по своему усмотрению. В органе, осуществляющем государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о помещениях, принадлежащих на праве собственности Веселовой Н.С. В соответствии с заключением ТОСЗН Лихославльского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Веселова Н.С. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Веселова Н.С. является сиротой, оставшейся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности никакого жилого помещения, достигла возраста 18 лет, следовательно имеет право на предоставление ей жилого помещения из специализированного жилого фонда, по договору найма. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Просит суд обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование администрации МО «Лихославльский район» для обеспечения жилым помещением Веселовой Н.С. в срок до 30.06.2017 года; обязать администрацию Лихославльского района предоставить Веселовой Н.С., жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 30.06.2017 года.

Старший помощник прокурора Лихославльского района Абалихина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Истица Веселова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика администрации Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Согласно представленному отзыву администрации Лихославльского района Тверской области на исковое заявление, против удовлетворения исковых требований не возражают. В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 26.02.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (пункты 6,7,8) ежегодно, в срок до 15 сентября текущего года, комиссия при Министерстве социальной защиты населения Тверской области формирует список указанной категории граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения. Этот список направляется в органы местного самоуправления муниципальных образований, после чего органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списке, сформированном на 2016 год Веселова Н.С. не значится. В настоящее время в областном бюджете на 2016 год не предусмотрены эти денежные средства для предоставления Лихославльскому району в целях приобретения жилых помещений детям-сиротам. Просит суд учесть исковые требования прокурора при вынесении решения и предоставить срок исполнения данного решения до 30.06.2017 года.

Представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Согласно представленному Министерством социальной защиты населения Тверской области отзыву, не возражают против удовлетворения исковых требований. Комиссией при Министерстве социальной защиты населения Тверской области 18.06.2014 года Веселова Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Денежные средства, поступившие из федерального и областного бюджетов на обеспечение детей-сирот и лиц из их числа в 2017 году будут направлены муниципальным образованиям в соответствии с бюджетом, сформированным в сентябре 2015 года в течение 3-х суток, по заявке администрации района. Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечивает финансирование муниципалитетов для приобретения жилых помещений, но не предоставляет помещения детям-сиротам.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – Правительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области, ТОСЗН Лихославльского района Тверской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Ранее в судебном заседании представитель ТОСЗН Лихославльского района Тверской области Красова Н.В. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно представленным возражениям Правительства Тверской области на исковые требования прокурора, в соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области. Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, является Министерство социальной защиты населения Тверской области, в связи с чем перечисление денежных средств органам местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется именно Министерством социальной защиты населения, который также в данном случае осуществляет контроль за целевым расходованием средств областного бюджета Тверской области. Веселовой Н.С., в случае подтверждения в ходе судебного разбирательства её отношения к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно представленному отзыву Министерства финансов Тверской области на исковые требования прокурора, обязанность предоставить жилое помещение Веселовой Н.С. возложена на органы местного самоуправления.

Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишён его.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 8. Закона Тверской области от 09.12.2005 года № 150-ЗО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченным Правительством Тверской области органом исполнительной власти Тверской области в соответствии с законодательством.

Закон Тверской области 17.04.2006 № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, относящиеся к их числу, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту первичного выявления.

В соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», территориальные отделы социальной защиты населения за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области. Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения. Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (статья 133).

В соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 года № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (статьи 1 и 2).

Органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилые помещения гражданам, указанным в статье 2 настоящего закона, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной законом Тверской области (статья 5).

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию (статья 6).

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий а также использование предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств осуществляют органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области в пределах компетенции, установленной законодательством (статьи 4 и 9).

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Согласно Порядку расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 05.04.2012 года № 142-пп, субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 07.12.2011 N 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 2).

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п. 3).

Субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство социальной защиты населения Тверской области заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.4).

Судом установлено, что Веселова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, <данные изъяты>.

В соответствии с распоряжением ТОСЗН Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ Веселова Н.С. была направлена в государственное интернатное учреждение.

Министерством социальной защиты населения Тверской области в 2014 году Веселова Н.С. на основании представленных ТОСЗН Лихославльского района Тверской области документов включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно справке Веселова Н.С. является студентом ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Администрация Лихославльского района Тверской области наделена полномочиями по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Какое-либо жилое помещение за Веселовой Н.С. на праве собственности не зарегистрировано, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Таким образом, учитывая, что Веселова Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, не имеет в собственности жилья и не находится на полном государственном обеспечении, с 2014 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако жилым помещением в соответствии с законом до настоящего времени не обеспечена, суд считает необходимым возложить на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанность по предоставлению Веселовой Н.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, а поскольку Министерство социальной защиты населения Тверской области, в соответствии с приведенными нормами законодательства, является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, то обязанность по обеспечению финансирования администрации Лихославльского района для приобретения жилого помещения Веселовой Н.С. должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Учитывая порядок и сроки формирования бюджета и списка, в который включают лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, суд полагает возможным установить срок исполнения решения не позднее 30.06.2017 года.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лихославльского района удовлетворить.

Возложить на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанность в срок до 30.06.2017 года однократно предоставить Веселовой Наталье Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанность в срок до 30.06.2017 года обеспечить финансирование администрации Лихославльского района Тверской области на приобретение для Веселовой Н.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий судья:      О. А. Волошкин

Мотивированное решение составлено 01.07.2016 года.         

1версия для печати

2-538/2016 ~ М-477/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лихославльского района
Веселова Наталья Сергеевна
Ответчики
Администрация Лихославльского райна
Министерство социальной защиы населаления Тверской области
Другие
ТОСЗН Лихославльского района
Суд
Лихославльский районный суд Тверской области
Судья
Волошкин О.А.
Дело на странице суда
lihoslavlsky--twr.sudrf.ru
29.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2016Передача материалов судье
29.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2016Судебное заседание
27.06.2016Судебное заседание
01.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2016Дело оформлено
12.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее