РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года <адрес>
Тайшетский городской суд Иркутской <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-528/2021 по иску Администрации <адрес> муниципального образования к Т.П.П. о возложении обязанности по сносу жилого дома, признанного непригодным для проживания, утилизации строительного мусора, снять жилое помещение с кадастрового учета, прекратить право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> муниципального образования обратилась в суд с иском к Т.П.П., указав в обоснование своих требований, что Указом Губернатора <адрес> <адрес> №-уг от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес> <адрес>» на территории <адрес> <адрес> с 13-00 час. ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ определены границы ЧС на территории <адрес> муниципального образования, согласно которого жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, попал в зону затопления.
На основании акта обследования данного жилого дома межведомственной комиссией с учетом заключения специализированной организации выдано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании его непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению.
Распоряжением администрации ФИО2 муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Как указывает истец, собственником данного жилого дома является Т.П.П., которая реализовала свое право в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – приобретение жилого помещения взамен утраченного.
Пострадавшие в результате наводнения жилые дома, признанные межведомственной комиссией непригодными для проживания и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подлежат сносу их собственниками. Снос индивидуального жилого дома собственник может осуществлять самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании договора.
Собственник вышеуказанного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в администрацию ФИО2 муниципального образования заявление о несогласии на снос указанного дома не предоставляла.
Истец также указывает, что эксплуатация указанного жилого дома в соответствии с его функциональным назначением невозможна, т.к. он признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению. Жилой дом, как объект права собственности, уничтожен в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку непригодное для проживания жилое помещение по своему статусу не соответствует минимальным требованиям пожарной безопасности, оно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью как проживающих в нем граждан, так и неопределенного круга лиц.
Собственник жилого дома Т.П.П. не желает осуществить снос дома в добровольном порядке, а также обратиться в кадастровую палату с заявлением о снятии с жилого дома с кадастрового учета.
При этом требование о сносе и прекращении права собственности на жилой дом направлено на прекращение негативных последствий чрезвычайной ситуации и обеспечение общественной безопасности.
Жилой дом, принадлежащий Т.П.П., находится в ненадлежащем техническом состоянии, фактически уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью как для проживающих в нем лиц, так и для неопределенного круга граждан, в связи с чем, имеются основания для его сноса, снятия с кадастрового учета и прекращении права собственности.
В связи с чем, Администрация ФИО2 муниципального образования просит суд возложить на Т.П.П. обязанность снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, и хозяйственные постройки; возложить на ответчика обязанность осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора; возложить на ответчика обязанность обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес>) с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу:<адрес> <адрес>, прекратить право собственности на жилое помещение.
Представитель истца Администрации ФИО2 муниципального образования, уведомленный о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик Т.П.П. уведомленная о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений не представил.
Представитель третьего лица – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в редакции от 18.02.2020г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий наводнения натерритории <адрес> <адрес>», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019г. № «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету <адрес> <адрес> на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - ДД.ММ.ГГГГ г. на территории <адрес> <адрес>» Правительством <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление №-пп,которым (п. 2) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – ДД.ММ.ГГГГ г. на территории <адрес> <адрес> (далее – Положение).
Пунктом 1 указанного Постановление №-пп (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории <адрес> <адрес> (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Судом установлено, что Т.П.П. является собственником земельного участка, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес> жилого дома, расположенного по адресу:<адрес> <адрес>, общей площадью 68 кв. м. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации ФИО2 муниципального образования, от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам рассмотренных документов выявлены основания для признания жилого помещения (жилого дома) по адресу:<адрес> <адрес>, непригодным для проживания.
Распоряжением Главы Тальского муниципального образования «О признании жилых помещений (жилых домов) непригодными для проживания граждан, аварийными, подлежащими сносу на территории ФИО2 муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Администрацией ФИО2 муниципального образования Т.П.П. направлено уведомление о необходимости обратиться в Управление Росреестра по <адрес> <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета и аннулировании государственной регистрации права на жилое помещение и земельный участок, признанное непригодным для проживания, его сносе и снятии с регистрационного учета по месту жительства в срок доДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» было принято решение о назначении «Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации», о чем Т.П.П. было направлено уведомление.
Как следует из приказа №-од от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения документов Т.П.П. решено выдать свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ Т.П.П.. выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения 7879-п-т/о.
ДД.ММ.ГГГГ Т.П.П. произведена социальная выплата на приобретение жилого помещения.
Согласно договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, Т.П.П., ФИО6, ФИО7, ФИО8 приобрели жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 70,5.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом (п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Обращаясь с настоящим иском, администрация ФИО2 МО, ссылалась на обстоятельства, которые возникли в результате наводнения на территории <адрес> по состоянию на июнь 2019 года.
В данном случае основанием для принятия решения о признании дома аварийным и непригодным для проживания являлась чрезвычайная ситуация - наводнение на территории <адрес> <адрес> <адрес>, вследствие которой жилой дом ответчика попал в зону затопления, целью чего являлось предоставление гражданам компенсаций и социальных гарантий, в том числе получение ГЖС.
Действительно целью предоставления государственного жилищного сертификата является приобретение на средства ГЖС взамен утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации иного жилого помещения.
Снос аварийного и непригодного для проживания жилого помещения ответчика, по мнению истца, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, может быть осуществлен в соответствии с установленным законом порядком.
Так, согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (ч. 10).
Таким образом, положениями статьи 32 ЖК РФ определено, что если собственник жилого дома, получивший соответствующее уведомление, в установленный в уведомлении срок не осуществил снос аварийного жилого дома, орган местного самоуправления обязан приступить к процедуре изъятия соответствующего земельного участка и жилого помещения.
Судом установлено, что истцом как органом местного самоуправления, не соблюдена, предусмотренная данной нормой права, процедура изъятия жилого дома.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Сведений о том, что администрацией ФИО2 МО была соблюдена необходимая процедура выкупа жилого дома, в том числе, решен вопрос о выплате компенсации, истцом не представлено.
При решении вопроса о признании за ответчиком права на получение государственного жилищного сертификата согласие ответчика на снос жилого дома не выяснялось, соглашение о том, что жилищный сертификат предоставляется взамен изъятия спорного жилого дома, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, с ответчиком не заключалось.
Указанное подтверждается ответом ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>».
Возможность обращения органа местного самоуправления в суд с иском о возложении на собственника обязанности по сносу жилого дома, в случае получения государственного жилищного сертификата, действующими нормами права не предусмотрена.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Постановления Правительства <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019г. на территории <адрес> <адрес> до внесения изменений Постановлением Правительства <адрес> <адрес> от 20.12.2019г. №-пп, на момент выдачи сертификата не содержали положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние. Иное соглашение об изъятии жилого дома между сторонами (как на момент выдачи сертификата, так и на момент рассмотрения дела в суде) не заключалось.
Истец, обращаясь в суд с иском и указывая, что жилой дом уничтожен и представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, доказательств в соответствии со ст.56 ГПК РФ своим доводам не представил.
Поскольку, по общему правилу жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственник жилого помещения в таком доме в предоставленный ему срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Учитывая, что администрацией ФИО2 муниципального образования в отношении ответчика процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ не соблюдена, земельный участок, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд не изымался, какое-либо решение об этом не принималось, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о понуждении собственника снести (демонтировать) признанный непригодным для проживания жилой дом, осуществления мероприятий по утилизации строительного мусора (очистке территории земельного участка), обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета аварийного жилого дома, прекращения права собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации ФИО2 муниципального образования к Т.П.П. о возложении обязанности снести (разобрать) признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, и хозяйственные постройки; возложить на ответчика обязанность осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора; возложить на ответчика обязанность обратиться в органы кадастрового учета (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес>) с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес> <адрес>, прекращении права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд <адрес> <адрес>.
Судья: Н.С. Павленко