по делу об административном правонарушении
12 декабря 2018 года г. Серпухов, Московская область
Судья Серпуховского городского суда Московской области Дворягина О.В.,
при секретаре судебного заседания Домрачевой Е.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в/ч 3512 Ажищева М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу войсковой части на постановление начальника отдела ФСБ России в/ч 3590 Д. от 25.07.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.13 КРФ об АП, в отношении в/ч 3512, решение врио начальника отдела ФСБ России в/ч 6733 К. от 08.08.2018 г., которым постановление от 25.07.2018 г. оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.07.2018г. в/ч 3512 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.3 КРФ об АП, выразившееся в том, что в группе специальной связи в/ч 3512 осуществляется обработка, прием, передача сведений, составляющих государственную тайну с грифом "особой важности" без соответствующей лицензии в нарушение ст. 27 ФЗ от 21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", а также постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
В соответствии с постановлением в/ч 3512 назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно решения врио начальника отдела ФСБ России в/ч 6733 К. от 08.08.2018 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба в/ч 3512 – без удовлетворения.
Войсковая часть 3512 обжалует постановление и решение, просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, так как в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. В/ч 3512 имеет лицензию ГТ № 0071344, выданную 27.03.2014 г. УФСБ России по г. Москве и Московской области сроком действия до 27.03.2019 г., для осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности разрешенных к использованию сведений – совершенно секретно, виды работ в лицензии не конкретизированы. Нормативные акты, регламентирующие отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ не содержат обязанности в/ч 3512 получать две и более лицензий на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в действующем законодательстве не содержится перечень видов деятельности, подлежащих самостоятельному лицензированию. Вывод должностных лиц о том, что в ходе специальной экспертизы не проводилось исследование подразделений шифроргана в/ч 3512 не соответствует действительности, из указанного акта следует, что размещение и оборудование подразделений секретной части и других режимных помещений в основном соответствуют установленным требованиям, то есть помещение шифроргана в/ч 3512 также было исследовано, поскольку оно имеет статус режимного помещения. В результате специальной экспертизы комиссия пришла к выводу, что в/ч 3512 возможно выдать лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ни о каком конкретном виде работ комиссия в своих выводах не указывает. В материалах дела не содержится доказательств того, что в группе специальной связи в/ч 3512 осуществляется обработка, прием и передача сведений, составляющих государственную тайну с грифом "особой важности" без соответствующей лицензии. Распоряжение начальника штаба Центрального округа войск национальной гвардии РФ от 27.12.2017 г. № ШТ/200/15/2375, которым был разъяснен порядок организации работы по лицензированию шифровальных органов Центрального округа, не является нормативным актом, не содержит сроков его исполнения, кроме того, указанное распоряжение отменено распоряжением штаба Центрального округа от 25.07.2018 г. № ШТ/200/15-1733 в части, касающейся осуществления работ по лицензированию шифрорганов воинских частей округа. Разъяснение Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России нормативным актом не является. Кроме того, на основании решения Центра по лицензированию, сертификации и защиты государственной тайны ФСБ России от 26.03.2007 г. № 8/ЛЗ/2/2-1095 и распоряжения начальника Главного штаба внутренних войск МВД России от 04.04.2007 г. № Ш/4/27-140 разрешено функционирование без разрешения ФСБ России с правом деятельности, связанной с осуществлением мероприятий в области защиты государственной тайны в части эксплуатации шифровальных средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Также из протокола об административном правонарушении не возможно установить время совершения административного правонарушения.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Свидетель И в судебном заседании пояснил, что в отношении в/ч 3512 им был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.13 КРФ об АП, в связи с отсутствием у последней лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в нарушение постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", а также разъяснения Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.
Судья, выслушав представителя в/ч 3512, свидетеля И, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 13.07.2018 г. были выявлены нарушения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.13 КРФ об АП, выразившееся в том, что в группе специальной связи в/ч 3512 осуществляется обработка, прием, передача сведений, составляющих государственную тайну с грифом "особой важности" без соответствующей лицензии в нарушение ст. 27 ФЗ от 21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", а также постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
Указанные действия в/ч 3512 квалифицированы по ч. 2 ст. 13.13 КРФ об АП, предусматривающей административную ответственность за занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов настоящего дела постановлением начальника отдела ФСБ России в/ч 3590 от 25.07.2018 г. в/ч 3512 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.13 КРФ об АП.
Решением врио начальника отдела ФСБ России в/ч 6733 К. от 08.08.2018 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалобу в/ч 3512 – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 27 ФЗ "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333"О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что закон "О государственной тайне", а также Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", не содержат требований о необходимости получения лицензии шифрорганами войсковых частей, при этом ни протокол, ни постановление по делу об административном нарушении не содержат указаний на конкретные нормы вышеуказанных документов, нарушенные в/ч 3512.
Кроме того, при вынесении постановления должностное лицо вменило в/ч 3512 обработку, прием, передачу сведений, составляющих государственную тайну с грифом "Особой важности", при отсутствии таких сведений в протоколе об административном правонарушении, а также каких-либо доказательств, свидетельствующих об этом факте, учитывая что у в/ч имеется лицензия на работу лишь со сведениями "совершенно секретно".
Отсутствие в протоколе и постановлении надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, в том числе отсутствие ссылок на нарушения конкретных пунктов законодательных актов нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Учитывая, что должностными лицами не указаны конкретные нарушения законодательных актов, судья не вправе самостоятельно вменить указанные пункты лицу, привлекаемому к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление и решение должностных лиц подлежат отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу войсковой части 3512 на постановление начальника отдела ФСБ России в/ч 3590 Д. от 25.07.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.3 КРФ об АП, в отношении в/ч 3512, решение врио начальника отдела ФСБ России в/ч 6733 К. от 08.08.2018 г., которым постановление от 25.07.2018 г. оставлено без изменения, - удовлетворить.
Постановление начальника отдела ФСБ России в/ч 3590 Д. от 25.07.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.13 КРФ об АП, в отношении в/ч 3512, решение врио начальника отдела ФСБ России в/ч 6733 К. от 08.08.2018 г. – отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На решение может быть подана жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение десяти суток с момента вручения копии решения.
Судья: О.В. Дворягина