Дело № 2-518/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2016 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Каракетовой А.Х.,
при секретаре судебного заседания - Бостановой М.Р.,
с участием:
прокуроров - и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Тверитневой Е.В. и помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Семенова М.Р.,
представителя ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Каппушева К.Б.,
представителя ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Джулдуз» а. Эльтаркач» - в лице заведующей Бекболатовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Джулдуз» а. Эльтаркач» об организации охраны,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанным иском, с учетом уточнения которого окончательно просил:
- обязать «ДОУ а. Эльтаркач» оборудовать главный вход в здание «ДОУ а. Эльтаркач» постом физической охраны в срок 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу;
- обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района рассмотреть вопрос о принятии мер, направленных на реализацию возможности «ДОУ а. Эльтаркач» обеспечить охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса «ДОУ а. Эльтаркач» для оборудования его главного входа в здание постом физической охраны, при недостаточности у «ДОУ а. Эльтаркач» на это собственных денежных средств.
Иск обоснован тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой с участием сотрудников ОВО Отдела МВД России по Усть-Джегутинскому району проведена проверка безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Усть-Джегутинского муниципального района. Проверка показала, что работа по исполнению указанного законодательства и по обеспечению надлежащей охраны жизни и здоровья детей в ходе образовательного процесса, не налажена и находится в неудовлетворительном состоянии, что является недопустимым. В ходе проверки установлено, что в «ДОУ а. Эльтаркач» посещаемом несовершеннолетними детьми и являющимся местом массового пребывания людей, не созданы меры безопасности их пребывания. В данном учреждении организация пропускного режима не осуществляется должным образом, учреждение не может считаться обеспеченным, в силу требований действующего законодательства, защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций. Отсутствие охраны в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечены надлежащим образом антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с этим, осуществление деятельности образовательной организации при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, несовершеннолетних детей, а также ущерб имуществу. Неисполнение требований законодательства должностными лицами образовательной организации и администрации Усть-Джегутинского муниципального района, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся, а также работников организации. Указанные нарушения недопустимы, так как, не обеспечив, антитеррористическую защищенность образовательных организаций безопасность учащихся во время образовательного процесса. Таким образом, в ходе проверки установлено, что вышеуказанные полномочия, отнесенные действующим законодательством к компетенции администрации района, а также образовательной организации, не выполняются, о чем свидетельствуют сведения, полученные из отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, об отсутствии охраны в образовательных организациях. Наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних и работников образовательной организации, противоречат принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствуют нарушению прав граждан, предусмотренных ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью.
В судебном заседании прокуроры поддержали уточненный иск и просили его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Каппушев К.Б. возражал против иска.
Представитель ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Джулдуз» а. Эльтаркач» Бекболатова З.А. иск признала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, и всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что уточненные исковые требования и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Письмо Минобразования от 26 января 2011 года N МКА-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности", направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что «ДОУ а. Эльтаркач», посещаемом несовершеннолетними детьми и являющимся местом массового пребывания людей, не созданы меры безопасности их пребывания.
Из Устава данной бюджетной организации следует, что ее учредителем является администрация Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
Одни из основных обязательств образовательного учреждения связаны с осуществлением деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, созданием условий для охраны здоровья воспитанников, а также организации охраны их здоровья в пределах, определенных законодательством об образовании (пункты 2.3, 4.20.7 Устава).
Между тем по результатам проверки, проведенной Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой в 2016 году, установлено, что помещение «ДОУ а. Эльтаркач» не оборудовано системой контроля доступа, а договоры на выставление поста физической охраны с предприятиями, имеющими лицензию на охранную деятельность, в настоящее время не заключены.
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела по существу сторонами не оспаривались, признавались бесспорными.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, полагая, что отсутствие в образовательном учреждении поста лицензированной охраны способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что, свою очередь, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
При этом суд считает необходимым возложить обязанность по установке поста физической охраны как на «ДОУ а. Эльтаркач» так и на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района, поскольку администрация, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование указанного бюджетного учреждения.
Доводы ответчиков о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оборудования здания детского сада системой контроля доступа и охраны силами организации, имеющей лицензию на охранную деятельность, необоснованны. Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Доводы ответчиков о том, что в «ДОУ а. Эльтаркач» совершен ряд действий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлены охранно-пожарная и тревожная сигнализации, системы видеонаблюдения, регулярно проводятся учения, локальными актами на работников учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников), указанных выше выводов суда не опровергают, поскольку их надлежащая эффективность может быть достигнута лишь в применении всего комплекса мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Ссылка ответчиков на то, что в адрес образовательного учреждения представление об устранении нарушения закона не выносилось, основанием для отказа в иске не является, так как обязательное применение данной меры прокурорского реагирования в досудебном порядке не предусмотрено.
Доводы ответчиков о том, что требования "Технического регламента безопасности зданий и сооружений" и СП 118.13330.2012 не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку здание «ДОУ а. Эльтаркач» введено в эксплуатацию до вступления в силу указанных нормативных актов, подлежат отклонению, так как работы по установке системы контроля доступа и поста физической охраны не зависят и не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта здания учреждения.
Не может быть принято во внимание и то обстоятельство, что бюджет Усть-Джегутинского муниципального района на 2016 год в настоящее время утвержден, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности.
В то же время заслуживает внимания доводы сторон о неисполнимости решения в части возложения на ответчиков обязанности по организации охраны здания ввиду наличия нескольких входов в детский сад и отсутствия указания в иске на то, какой именно вход подлежит охране. Тогда как требования прокурора сводятся к возложению на ответчиков обязанности по обеспечению охраной именно главного входа, именно такие требования являются предметом рассмотрения по настоящему делу с учетом уточнения исковых требований.
При указанных обстоятельствах следует в резолютивной части решения, указать на обязанность ответчиков оборудовать постом физической охраны именно главный вход в здание учреждения.
Иные доводы ответчиков не содержат правовых оснований к отказу в иске, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а также к выражению несогласия с иском и представленными по делу доказательствами, в то время как доказательства в обоснование возражений ответчиками не представлены и судом не установлены.
При этом суд учитывает, что в силу п. 3 ст. 89 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Как указанно выше, «ДОУ а. Эльтаркач» является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, собственником имущества которого является муниципальное образование - администрация Усть-Джегутинского муниципального района.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, «ДОУ а. Эльтаркач» как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму муниципального казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несет собственник имущества.
Соответственно, суд считает необходимым возложить на образовательное учреждение обязанность по оборудованию главного входа в здание «ДОУ а. Эльтаркач» постом физической охраны, а при недостаточности денежных средств - на администрацию муниципального образования - Усть-Джегутинский муниципальный район.
Предоставление субвенций местным бюджетам для муниципальных общеобразовательных организаций, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, следовательно при недостаточности денежных средств у Усть-Джегутинского муниципального района, он вправе в установленном законом порядке обратиться для предоставления субвенции к уполномоченному органу Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с частью 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Между тем, учитывая названные положения статьи 206 ГПК Российской Федерации, суд полагает необходимым в резолютивной части решения суда указать на необходимость совершения приведенных в ней действий в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Джулдуз» а. Эльтаркач» об организации охраны - удовлетворить полностью.
Обязать «ДОУ а. Эльтаркач» оборудовать главный вход в здание «ДОУ а. Эльтаркач» постом физической охраны.
Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района рассмотреть вопрос о принятии мер, направленных на реализацию возможности «ДОУ а. Эльтаркач» обеспечить охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса «ДОУ а. Эльтаркач» для оборудования его главного входа в здание постом физической охраны, при недостаточности у «ДОУ а. Эльтаркач» на это собственных денежных средств.
Разъяснить, что в Усть-Джегутинский районный суд и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в течение месяца со дня его принятия в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с абз. вторым ч. 2 ст. 322 ГПК РФ ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Решение изготовлено в совещательной комнате в единственном экземпляре с применением технических средств - компьютера и принтера.
Судья Усть-Джегутинского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики подпись Каракетова А.Х.
Решение в законную силу на 19 июля 2016 года не вступило Каракетова А.Х.