Дело №а-2376/2022
УИД 63RS0№-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при секретаре Кашиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Скворцову <данные изъяты> о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Скворцову Д.Г. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени. В обосновании своих требований указала, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2019г. в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, а именно, иные строения, помещения и сооружения кадастровый номер <данные изъяты>. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении налог не уплачен, на основании ст.75 НК РФ, были начислены пени за несвоевременную уплату налога и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требования не исполнены. Таким образом, административный истец Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области просила взыскать со Скворцова Д.Г. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 250214,18 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2019г. в размере 24957,67 руб. пени в сумме 67,18 руб.
Одновременно, административным истцом Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей. В обосновании своих доводов указала, что судебный приказ в отношении Скворцова Д.Г. отменен 27.12.2021г., следовательно, срок на обращение в суд с административным иском к Скворцову Д.Г. истекал 6 месяцев с отмены 27.06.2022г. Инспекция своевременно, то есть в течение срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, обратилась в суд 14.06.2022г., однако определением Железнодорожного районного суда г.Самара данный административный иск оставлен без движения. В определение суда указаны причины, в соответствии с которыми иск подлежал без движения, заявителю предоставлен разумный срок для устранения недостатков – до 01.07.2022г. включительно. Определение суда получено административным истцом 08.07.2022г., о чем свидетельствует штамп регистрации МИФНС России № 23 по Самарской области (вх. № 01-40/10381 от 08.07.2022г.), в связи с чем у Инспекции отсутствовала возможность своевременного устранения недостатков, препятствующих принятию иска к производству. Таким образом, Инспекция считает вышеуказанные обстоятельства уважительной причиной для восстановления пропущенного срока на обращение в суд с административным иском.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц - Межрайонная ИФНС России № 21 по Самарской области, Межрайонная ИФНС России № 20 по Самарской области, Межрайонная ИФНС России № 22 по Самарской области.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В прошлом судебном заседании представитель по доверенности Карсюков Д.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенных в административном иске и в письменном ходатайстве, просил административные исковые требования удовлетворить и восстановить пропущенный по уважительной причине срок на обращение с административным иском о взыскании со Скворцова Д.Г. задолженности по обязательным платежам за 2019г. в размере 25024,18 руб.
Административный ответчик – Скворцов Д.Г. в судебном заседании административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области не признал и просил их оставить без удовлетворения, поскольку Инспекцией пропущен срок на обращение в суд с административным иском о взыскании налога на имущества физических лиц и пени за 2019г. Указанная Инспекцией причина не является уважительной, поскольку определение суда об оставление иска без движения получена ими не 08.07.2022г., а намного раньше 21.06.2022г., то есть у Инспекции было достаточно времени до 01.07.2022г. устранить недостатки. Однако ими сделано не было.
Заинтересованные лица - Межрайонная ИФНС России № 21 по Самарской области, Межрайонная ИФНС России № 20 по Самарской области, Межрайонная ИФНС России № 22 по Самарской области, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились и суду предоставили ходатайство о рассмотрении дело в их отсутствие.
В силу ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон.
Выслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы административного дела, обозрев материалы административного дела № 2а-671/2021 по заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени со Скворцова Д.Г., суд полагает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с пп. 9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что у Скворцова Д.Г. в 2019г. в собственности находились объекты налогообложения, а именно: иные строения, помещения и сооружения кадастровый №, расположенные по <данные изъяты>, следовательно, в силу пп.1 п.1 ст.23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было направлено административному ответчику Скворцову Д.Г. налоговое уведомление №54478894 от 01.09.2020г., со сроком оплаты до 01.12.2020г.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п.3 ст.75 НК РФ). Пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. (п.5 ст.75 НК РФ).
Поскольку в установленный законом срок налог не уплачен Скворцовым Д.Г., то административным истцом начислены пени за 2019г. в сумме 67,18 руб., затем Скворцову Д.Г. было направлено требование об оплате налога на имущество физических лиц за 2019г. в размере 24957.67 руб. и пени в сумме 67,18 руб. Срок уплаты по требованию № 58976 от 21.12.2020г. установлен до 22.01.2021г.
Данное требование выгружено в личный кабинет налогоплательщика. Оно составлено по форме утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825 и содержит все предусмотренные п.4 ст.69 НК РФ реквизиты, в том числе указан срок его исполнения.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Таким образом, срок на обращение в суд необходимо исчислять 6 месяцев с даты окончания предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании №58976 от 21.12.2020г., то есть с 23.01.2021г., данный срок истекает 23.07.2021г.
Судом установлено, что ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, о взыскании вышеуказанной недоимки по налогу на имущества физических лиц и пени за 2019г. – 18.05.2021г., то есть в установленный налоговым законодательством срок.
25.05.2021г. мировым судьей судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г. Самара Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-671/2021 о взыскании со Скворцова Д.Г. недоимку по налогу на имущества физических лиц за 2019г. в размере 24957 руб. и пени в сумме 67,18 руб.
27.12.2021г. судебный приказ № 2а-671/2021 от 25.05.2021г. был отменен, в связи с поступившими возражениями Скворцова Д.Г. относительно исполнения данного приказа.
Административное исковое заявление подано МИФНС России № 23 по Самарской области в суд первоначально - 10. 06.2022 года. Определением Железнодорожного районного суда г.Самары от 15.06.2022г. данное административное исковое заявление оставлено без движение, в определение указаны недостатки для устранения и предоставлен срок до 01.07.2022г. включительно.
Согласно уведомлению (ШПИ 44312667542972) МИФНС России №23 по Самарской области данное постановление получило 21 июня 2022г. Поэтому утверждения представителя МИФНС России № 23 по Самарской области о том, что они данное определение суда получили 08.07.2022г. и в подтверждение в материалы дела предоставили штамп регистрации МИФНС России № 23 по Самарской области вх. № 01-40/10381 от 08.07.2022г.) суд не принимает во внимание.
Судом установлено, что недостатки в установленный судом срок до 01.07.2022г. МИФНС России № 23 по Самарской области не устранила, определение суда от 11.07.2022г. данный административный иск возвращен МИФНС России № 23 Самарской области
МИФНС России №23 по Самарской области повторно обратилась с административным исковым требованием 19.07.2022г., то есть с пропуском срока обращения в суд. Указанная МИФНС России № 23 по Самарской области причина пропуска суд не признает уважительной, поскольку получив определение суда от 15.06.2022г. – 21.06.2022г., в срок до 01.07.2022г. МИФНС России №23 по Самарской области недостатки не устранила.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Учитывая, что административное исковое заявление подано налоговой инспекцией с пропуском установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.12.2022░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░