Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего Гильманова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Ненашевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску В.С.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с дата он является получателем пенсии в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии. Ответом Управления Пенсионного фонда РФ ему было отказано в перерасчете размера страховой пенсии, кроме того, ему была уменьшена пенсия, снижен стажевый коэффициент в связи с якобы неправильным применением коэффициента и отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Не согласившись с данным решением, просит суд, с учетом последующих уточнений, признать решение УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара от дата незаконным. Обязать УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара произвести перерасчет пенсии истцу с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с момента возникновения права дата и возврата первоначально верного коэффициента 1.7 предусмотренного в силу Закона. Обязать УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара произвести перерасчет пенсионного капитала и выплатить истцу неполученную им сумму в соответствии с законодательством.
В судебном заседании истец В.С.И. и его представитель С.Н.В., действующая на основании доверенности №... от дата, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Ш.А.Н., действующая на основании доверенность №... от дата, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, представив суду письменный отзыв и дополнение к нему, доводы, изложенные в которых поддержала в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантировано ст. 39 Конституции РФ.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В период с дата по дата правоотношения, связанные с установлением трудовых пенсий в Российской Федерации регулировались Федеральным законом от дата № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-Ф3).
С дата в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) и трудовые пенсии преобразованы в страховые пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
С дата основания назначения пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона РФ N 400-ФЗ со дня его вступления в силу (то есть с дата) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу ст. 15 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определение размера страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на дата определяется по правилам ФЗ «О трудовых пенсиях».
Кроме того, согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Судом установлено, что с дата В.С.И. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». /л.д.16/
Истцом подано заявление в УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о перерасчете страховой пенсии в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которой предусмотрено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 8 ст. 18 указанного Закона).
дата УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара направило ответ на вышеуказанное обращение истца, указав, что при исчислении страховой пенсии В.С.И. неправомерно применили повышенное отношение среднемесячного заработка 1,7. В связи с выплатой завышенного размера пенсии образовалась переплата с дата. /л.д.7-9/
Истцом заявлено требование о перерасчете его пенсии на основании ч. 8 ст. 18 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с несогласием с выполненным ответчиком расчетом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона №...-Ф3 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, подлежащего применению с 01 января 2015 года в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в целях определения размеров страховых пенсий, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01 января 2002 года определяется с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП), которое в соответствии с абз. 10 п. 3 ст. 30 данного закона учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 данного закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в повышенном размере (от 1,4 до 1,9). Размер повышенного отношения заработков зависит от местности, в которой осуществлялась работа (абз. 11 - 14 п. 3 ст. 30).
Лицам, указанным в абз. 1 пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (абз. 16 п. 3 ст. 30).
Согласно разъяснениям, данным в пп. 4 "в" п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 01 января 2002 года, исходя из п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
- лицам, проживавшим по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из указанных положений следует, что основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на дата либо наличие на дата стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 25 лет для мужчин.
Согласно трудовой книжке В.С.И. серии *** №..., материалам пенсионного дела истца, страховой стаж В.С.И. составляет *** года *** месяцев *** дней. Стаж работы в МКС составляет *** года *** месяцев *** дней. Стаж работы в РКС составляет *** лет *** месяца *** дней. /л.д.24-33/.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, 4 года работы истца в МКС соответствует 3 годам работы в РКС.
Согласно ч. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата №..., суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 11 (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) периодов работ, указанных в подпунктах 1-10, 16, а именно работы с тяжелыми условиями труда.
В связи с чем, В.С.И. к общему стажу работы в РКС возможно добавить период работы с тяжелыми условиями труда (Список №...) с дата по дата *** 2 месяца 08 дней.
Таким образом, общий стаж работы В.С.И. в РКС по состоянию на дата составляет: *** (согласно стажевой таблицы), *** (перевод работы МКС в РКС), *** (суммирование периодов работ в соответствии с Правилами № 516).
В.С.И. проработал в РКС по состоянию на дата - *** т.е. менее *** лет, поэтому применить повышенное отношение заработков (свыше общеустановленного 1,2) при исчислении размера пенсии не представляется возможным.
На основании изложенного выше, пенсионным органом при определении размера пенсии В.С.И. обоснованно учтено отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в РФ в размере ***
В связи с тем, что условия, дающие право на применение повышенного отношения заработков, а именно наличие на дата стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет либо факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на дата у В.С.И. отсутствуют, страховой стаж на указанную дату составляет менее 25 лет, ответчиком правомерно отказано в применении повышенного отношения заработков.
В связи с чем суд приходит к выводу, что истцу должно быть отказано в удовлетворении уточненных исковых требований о возврате первоначального верного коэффициента 1.7, предусмотренного в силу Закона.
Разрешая исковые требования В.С.И. о произведении перерасчета пенсии истца с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с момента возникновения права дата и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно п. 5 ст. 17 Федерального закона РФ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1-3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
На дату назначения пенсии - дата В.С.И. имел стаж работы в РКС *** в МКС ***
В соответствии с п. 6 ст. 17 Закона №...-Ф3 лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, на дату назначения пенсии – дата, общий стаж работы В.С.И. в РКС составлял 17 лет 07 месяцев 27 дней, а его страховой стаж составлял 23 года 6 месяцев 29 дней, т.е. менее 25 лет необходимого страхового стажа работы, установленного законодательством для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В материалах пенсионного дела также отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на дата.
При этом судом отклоняется представленный истцом расчет страхового стажа, который, по мнению В.С.И., составил 23 года 10 месяцев 21 день, поскольку в расчет истцом взяты периоды отпусков без сохранения содержания, а именно: период с дата по дата (***), с дата по дата (***).
Согласно 4.1 ст. 11 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
За вышеперечисленные периоды работодателем не уплачивались страховые взносы, и соответственно, не могут быть включены в страховой стаж истца.
Согласно представленному ГУ-ОПФР на запрос суда расчету о стаже В.С.И., истец выработал 25-летний страховой стаж работы, необходимый для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на дату – дата, следовательно, с дата у В.С.И. возникло право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку В.С.И. в уточненном исковом заявлении просит суд обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии именно с дата, т.е. с той даты, когда, по мнению истца, у него возникло такое право, а судом установлено, что данное право возникло у В.С.И. лишь с дата, когда им был выработан необходимый 25-летний страховой стаж работы, то в силу требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд вынужден отказать истцу в удовлетворении данного искового требования, поскольку оснований для выхода за пределы заявленного требования в рассматриваемом случае не имеется.
Однако за истцом сохраняется право на обращение в суд с новым исковым заявлением с требованием о произведении ГУ-УПФ РФ перерасчета его пенсии с дата с учетом установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
При указанных выше обстоятельствах суд не усматривает каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчика, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований В.С.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено дата.
Судья: Р.Р. Гильманов