Советский районный суд г.Махачкалы
Судья Магомедова Д.М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N 33-1847/2015, г.Махачкала
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джарулаева А.К.,
судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан») на решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы от 09 июня 2014 года по делу по заявлению Хаджимагомаева Х.Ю. к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» о возложении обязанности осуществить медико-социальное освидетельствование за 2009–2011 гг.,
установила:
Хаджимагомаев Х.Ю. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» осуществить медико-социальное освидетельствование в отношении него за 2009, 2010, 2011 гг. и выдать ему акт освидетельствования с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, а также выдать справку об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он с 18.06.1993г. по 12.06.1998г. служил в органах внутренних дел Республики Дагестан. 30 июля 1997г., находясь на дежурстве, при преследовании вооруженных преступников, получил огнестрельное ранение правой стопы, и был признан ограниченно годным к службе. Уволен в соответствии с приказом МВД РД № 96 от 12.06.1998г. по ст.58 п. «з» (по болезни). Был признан инвалидом <.> группы, причина инвалидности - «военная травма». С 2002 года признан инвалидом <.> группы бессрочно в связи с военной травмой.
В соответствии со ст.29 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 и соответствующего приказа МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», ст.ст. 1084, 1085 ГК РФ он имеет право на возмещение вреда здоровью в виде ежемесячных выплат в размере, превышающем сумму назначенной пенсии в размере утраченного заработка в результате утраты профессиональной трудоспособности. Данные выплаты он не получал и не обращался в Хасавюртовский ГОВД, поскольку не знал о существовании этих норм закона. В 2010 году ему разъяснили, что необходимо пройти освидетельствование и определить степень утраты профессиональной трудоспособности. Он обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» для освидетельствования, однако ему отказали. Затем он обратился в Советский районный суд г.Махачкалы, по решению которого ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» была проведена экспертиза на предмет определения утраты профессиональной трудоспособности в результате увечья, полученного им 30.07.1997 года. Экспертизой установлено, что утрата профессиональной трудоспособности составила 60%. В соответствии с решением суда определение степени утраты профессиональной трудоспособности было произведено с 1 января 2012 года.
Соответственно ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью ему стали выплачивать с 1 января 2012 г. в январе 2013 года.
Однако, в соответствии с п.10 действовавшего тогда приказа МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» исковая давность на выплату единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба не распространяется.
При обращении за возмещением ущерба по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого ущерба, суммы возмещения ущерба выплачиваются за прошлое время не более чем за три года. Эти же положения закреплены и в ст.43 Закона РФ «О полиции».
Таким образом, он имеет право обратиться за выплатой ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью за прошлое время еще за три года, т.е. за 2011, 2010, 2009 годы.
Для обращения в полномочный орган или в суд он должен представить акт освидетельствования в государственной медико-социальной экспертизе с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах за 2009 - 2011 гг.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09 июня 2014 года исковые требования Хаджимагомаева Х.Ю. удовлетворены, на ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» возложена обязанность провести в отношении заявителя освидетельствование за 2009, 2010 и 2011 года на степень утраты трудоспособности в процентах.
В поданной на решение суда апелляционной жалобе ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» ставится вопрос об отмене вынесенного решение как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» указывает, что Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16.10.2000 года N 789 утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Условия и порядок компенсационных выплат бывшим военнослужащим до вступления в силу постановления правительства № 70 от 31 января 2013 года «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника ОВД РФ» были определены ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов налоговой полиции".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ года N 52-ФЗ определение степени тяжести увечий, (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществлялось соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба, военные сборы. Таким образом, страховые выплаты бывшим военнослужащим и лицам, приравненным к ним по обязательному государственному страхованию, не зависят от степени утраты профессиональной трудоспособности.
Полагает, что ссылки заявителя на Федеральный закон № 125 от 24.07.1998 г. «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» а также на Постановление правительства № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не состоятельны, поскольку данные нормы закона на сотрудников ОВД не распространяются.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Хаджимагомаева Х.Ю. и его представителя Набиулиноой С.К., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Хаджимагомаев Х.Ю. проходил службу в органах внутренних дел с 18 июня 1993 года по 12 июня 1998 года. При исполнении служебных обязанностей Хаджимагомаев Х.Ю. получил травму. Согласно заключению военно-врачебной комиссии истец признан ограниченно годным к военной службе, в связи с чем приказом МВД по РД от 12 июня 1998 года N 96 уволен из органов внутренних дел по основаниям, установленным пунктом "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, - по ограниченному состоянию здоровья.
Заключением МСЭ от 25 декабря 2002 года Хаджимагомаеву Х.Ю. установлена инвалидность <.> группы, причиной которой явилась военная травма - бессрочно.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 и соответствующего приказа МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», ст.ст. 1084, 1085 ГК РФ он имеет право на возмещение вреда здоровью в виде ежемесячных выплат в размере, превышающем сумму назначенной пенсии в размере утраченного заработка в результате утраты профессиональной трудоспособности. Данные выплаты он не получал и не обращался в Хасавюртовский ГОВД, поскольку не знал о существовании этих норм закона. Только в 2010 году он получил разъяснения о необходимо пройти медицинское освидетельствование и определить степень утраты профессиональной трудоспособности. В связи с чем он обратился в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан», однако ему было отказано в освидетельствовании. Он обратился в Советский районный суд г. Махачкалы, решением которого 1 ноября 2012 года постановлено: «Признать незаконным отказ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД» освидетельствовать Хаджимагомаева Х.Ю. на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» освидетельствовать Хаджимагомаева Х.Ю. на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах с 1 января 2012 года бессрочно».
Проведенной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» по решению суда экспертизой установлено, что 60% утраты профессиональной трудоспособности Хаджимагомаеву Х.Ю. установлено с 01 января 2012 года бессрочно.
Ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью ему были выплачены с 1 января 2012 г. Однако, в соответствии с действовавшим тогда приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» исковая давность на выплату единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба не распространяется. При обращении за возмещением ущерба по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого ущерба, суммы возмещения ущерба выплачиваются за прошлое время не более чем за три года (п. 10 Инструкции).
Таким образом, он имеет право обратиться за выплатой ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью за прошлое время еще за три года, т.е. за 2009 – 2011 гг.
Полагая, что для получения ежемесячных выплат он должен представить в уполномоченный орган акт освидетельствования в государственной медико-социальной экспертизе с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах за 2009 - 2011 гг., Хаджимагомаев Х.Ю. обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» провести в отношении Хаджимагомаева Х.Ю. освидетельствование за 2009, 2010 и 2011 годы на степень утраты трудоспособности в процентах, суд первой инстанции со ссылкой на названные нормы материального права пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение указанных сумм задолженности за названный период.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Действие положений указанной нормы также распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 Закона).
Согласно статье 29 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
В обеспечение исполнения статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", Положения о службе в органах внутренних дел была разработана Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденная Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805 (далее - Инструкция от 15 октября 1999 г. N 805).
Пункт 21 названной Инструкции предусматривал, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно пункту 10 данной Инструкции исковая давность на выплату единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба не распространяется. При обращении за возмещением ущерба по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого ущерба суммы возмещения ущерба выплачиваются за прошлое время не более чем за три года.
Учитывая, что ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, относится к выплатам по возмещению вреда здоровью, то в силу вышеприведенной нормы, действовавшей в юридически значимый период, срок исковой давности на данные выплаты не распространяется, а сумма ущерба выплачивается за прошлый период не более чем за три года.
При рассмотрении дела суд установил, что истец с 25 декабря 2002 года получает пенсию по инвалидности.
Исходя из положений ст. 29 Закона РФ "О милиции" и п. 21 Инструкции 15 октября 1999 г. N 805, с момента назначения пенсии по инвалидности у истца возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по инвалидности, однако до момента обращения истца в суд такие выплаты ему не производились.
Заключением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» 60% утраты профессиональной трудоспособности Хаджимагомаеву Х.Ю. установлено с 01 января 2012 года бессрочно. Таким образом, с указанного срока ему назначена ежемесячная выплата суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, в течение всего срока, на который установлена инвалидность.
При этом то обстоятельство, что по делу отсутствуют сведения об обращении истца с заявлением о назначении ежемесячной выплаты до 01 января 2012 года, в данном случае правового значения не имеет, поскольку в силу вышеназванной нормы Инструкции ему предоставлено право на получение сумм возмещения ущерба за прошлые три года.
Таким образом, учитывая, что при разрешении данного дела, установлены основания для выплаты истцу денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, а в соответствии с требованиями Инструкции, действовавшей в юридически значимый период, такая компенсация подлежала взысканию за прошлое время, но не более чем за три года, доводы истца о наличии задолженности по ежемесячным выплатам за период с 2009 по 2011 гг. являются правомерными.
Однако судом при разрешении настоящего спора не учтены приведенные положения специального законодательства, регулирующего вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника органа внутренних дел при исполнении им своих служебных обязанностей в той части, что на момент обращения Хаджимагомаева Х.Ю. в суд с требованиями о возложении обязанности на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» провести в отношении него освидетельствование за 2009, 2010 и 2011 годы на степень утраты трудоспособности в процентах, такое освидетельствование по решению суда от 01 ноября 2012 года ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» уже проведено. Экспертным заключением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» Хаджимагомаеву Х.Ю. установлено 60% утраты профессиональной трудоспособности с 01 января 2012 года бессрочно. Проведение аналогичного медицинского освидетельствования с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности за предыдущие три года с момента возникновения права на возмещение ущерба, не требуется. Действующее законодательство не содержит норм права, накладывающих на заинтересованное лицо обязанность неоднократного получения акта медицинского освидетельствования с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности.
Нарушения норм материального права, допущенные судом, следует признать существенными, поскольку в результате этих нарушений незаконно возложена обязанность на ответчика произвести действия, не предусмотренные действующим законодательством.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает необходимым отменить решение Советского районного суда г. Махачкалы от 09 июня 2014 года и вынести новое решение, отказав Хаджимагомаеву Х.Ю. в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 09 июня 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Хаджимагомаева Х. Ю. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» о возложении обязанности осуществить медико-социальное освидетельствование за 2009–2011 гг. – отказать.
Председательствующий
Судьи