РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2014 года г. Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего по делу - судьи Науменко С.Н.,
при секретаре - Крымском С.А.,
с участием заявителя Копыловой О.В., её представителя - адвоката Костериной Т.А., а также начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> - город Саратов- Жадана А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № Копыловой ФИО11 об оспаривании решения начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> об отказе в заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Копылова О.В. обратилась в военный суд с заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ получила от Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации извещение о распределении жилого помещения по адресу: <адрес>, после чего предоставила все документы и выразила согласие на получение данной квартиры, однако получила решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора социального найма по причине того, что не предоставила документы о сдаче ранее предоставленного жилого помещения, и не приняла исчерпывающих мер к разделу жилого помещения или выделению принадлежащей ей и детям доли с целью сдачи в компетентные органы.
Не соглашаясь с таким решением, заявитель указывает, что имеет все основания на получение жилья в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих, поскольку не является нанимателем и членом семьи нанимателя представленной ранее квартиры по адресу: <адрес> её бывшему мужу Копылову И.А., который также являлся военнослужащим. Тем более после расторжения брака она предпринимала меры о разделе указанной квартиры, однако решением Татищевского районного суда <адрес> ей в этом было отказано. Кроме того, как указывает Копылова О.В., она и члены её семьи, две дочери Копылова Л.И. и Валеева А.И. подписали нотариально удостоверенное «Обязательство о сдаче жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в последующем администрация ЗАТО Светлый будет решать с гражданином Копыловым И.А. вопрос о предоставлении ему другого жилого помещения меньшей площадью в соответствии с нормами жилищного законодательства.
На основании изложенного с учетом измененных требований заявитель просит суд:
- Признать незаконным решение начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> об отказе в заключении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении неё.
- Обязать начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> рассмотреть вопрос об обеспечении её Копылову О.В. жильём по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в установленном порядке.
Представитель заявителя - адвокат Костерина Т.А. поддержала требования заявителя и указала, что оспариваемое решение об отказе в заключении договора социального найма является незаконным, по изложенным выше обстоятельствам.
Начальник территориального отделения (заселения) Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> - город Саратов - Жадан А.А. просил отказать в удовлетворении требований заявителя, обосновав свою позицию тем, что право на обеспечение на безвозмездной основе жильём от Министерства обороны РФ предоставляется один раз при условии обязательной сдачи военнослужащим ранее полученного им по месту прохождения военной службы жилого помещения. Далее делает вывод Жадан А.А., что максимально допустимая общая площадь жилого помещения, предоставляемая Копыловой О.В. и членам её семьи с учетом ранее представленной жилой площади Копыловой О.В. и Копыловой Л.И. должна быть не более 32,08 кв.м., распределенное же жилье по адресу <адрес>, (Славянка), <адрес>, превышает допустимые нормы предоставления на 28, 92 кв.м.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из приказа Командующего ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ Копылова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава воисковой части. В этом же приказе указанно, что общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет.
Согласно решению начальника территориального отделения (заселения) ФГУ «ЦРУЖО» МО РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Копыловой О.В. и совместно проживающих с ней членам семьи Валеевой А.И. и Копыловой Л.И. отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной 2-х комнатной квартиры, общей площадью 61 кв.м. по адресу <адрес>, (Славянка), <адрес>.
Данное решение обоснованно тем, что согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Копылову И.А. на состав семьи три человека (на него, жену Копылову О.В. и дочь Копылову Л.И.) было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 46,4 кв. м. Соответственно, уровень обеспеченности Копыловой О.В. и её дочери Копыловой Л.И. после расторжения брака ДД.ММ.ГГГГ составляло 30,92 кв.м. Таким образом, делается вывод в указанном решении реализации права на повторное обеспечение жильём возможно только на условиях учета ранее полученной и не сданной части при предоставлении жилого помещения и расчете его общей площади, распределенное же жилье по адресу <адрес>, (Славянка), <адрес>, превышает допустимые нормы предоставления на 28, 92 кв.м.
Как усматривается из копии договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 26, он был заключен администрацией <адрес> с Копыловым И.А. в качестве нанимателя жилого помещения общей площадью 46, 4 кв. м. по адресу: <адрес>. Кроме того в данном договоре в качестве членов семьи нанимателя указаны Копылова О.В. с пометкой «бывшая жена» и дочь Копылова Л.И.
Согласно ч. 2 ст. 2 «Положения о предоставлении жилых помещений на территории городского округа <адрес> утвержденного решением муниципального собрания городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде городского округа <адрес> устанавливается 10 кв. метров.
Как следует из копии свидетельства о расторжении брака I-РУ № 698206, брак между Копыловым И.А. и Копыловой О.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии решения Татищевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Копыловой О.В. отказано в разделе квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.п. 1, 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства
Из анализа положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье указанной категорией военнослужащих осуществляется путем представления федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания после увольнения в запас, либо в отставку с условием сдачи жилого помещения, которым они были обеспечены в период военной службы.
Предоставляя определенные на этих нормах Закона гарантии обеспечения жильем указанной категории военнослужащих для постоянного проживания названный Закон возлагает на соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Следовательно, если военнослужащий, распределился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Как усматривается из копии извещения о распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Копыловой О.В. на состав семьи в количестве 3 человек распределено жилое помещение общей площадью 61 кв.м.
Согласно ч. 2. ст 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, суд считает правильным указанный в оспариваемом решении об отказе в заключении договора социального найма вывод об уровне обеспеченности Копыловой О.В. и Копыловой Л.И. в размере 30,92 кв. м. с учетом ранее предоставленного по договору социального найма жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 46,40 кв.м.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Право заявителя составом семьи три человека состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) сторонами не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение об отказе в заключении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение по адресу <адрес>, (Славянка), <адрес> общей площадью 61 кв. м по мотивам превышения нормы предоставления площади жилого помещения, установленной для военнослужащих и членов их семей, с учетом ранее предоставленной по договору социального найма жилой площади является правомерным, при этом максимально допустимая общая площадь жилого помещения, предоставляемая Копыловой О.В. и членам её семьи с учетом ранее представленной жилой площади Копыловой О.В. и Копыловой Л.И. должна быть не более 32,08 кв.м., распределенное же жилье по адресу <адрес>, (Славянка), <адрес>, превышает допустимые нормы предоставления на 28, 92 кв.м.
Доводы заявителя о том, что она предпринимала все действия для сдачи ранее полученного её бывшим мужем жилого помещения, в том числе и нотариально удостоверенное «Обязательство о сдаче жилого помещения» являются несостоятельными, поскольку в силу п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № таковым может являться только справка о сдаче жилого помещения, которая заявителю в силу того, что указанное жилое помещение она получило производно от права на жилое помещение бывшего мужа, как член семьи военнослужащего сделать не может. Каких-либо других исчерпывающих мер по сдаче указанного жилья заявителем не предпринято.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные Копыловой О.В. по данному гражданскому делу, взысканию в ее пользу не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,-
РЕШИЛ:
Заявление бывшего военнослужащего войсковой части № Копыловой ФИО12 об оспаривании решения начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> об отказе в заключении договора социального найма- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>