Дело № 12-938/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 07 декабря 2020 года
Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Ефремов И.Г. при секретаре Минеевой Т.Г. с участием заявителя Меметова И.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО УК <данные изъяты> Меметова И.Я. на постановление заместителя начальника УВМ УМВД России по Ульяновской области – начальника ОИК № от ДД.ММ.ГГГГ, которым
директор ООО УК <данные изъяты>» Меметов И.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч. 4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника УВМ УМВД России по Ульяновской области – начальника ОИК № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО УК <данные изъяты>» Меметов И,Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч. 4 КоАП РФ, при обстоятельствах, указанных в постановлении, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Меметов И.Я. обратился в суд с жалобой, в которой просит снизить размер назначенного ему штрафа или вынести предупреждение в связи с тяжелым материальным положением. Подробно позиция Меметова изложена в жалобе.
В судебном заседании Меметов доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Выслушав Меметова, изучив доводы жалобы и представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из буквального содержания обжалуемого постановления следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Меметова к вышеуказанной административной ответственности, выявлены в результате внеплановой выездной проверки ООО УК <данные изъяты>», проведенной на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ ОИК УВМ УМВД России по Ульяновской области.
В соответствии с требованиями п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного контроля (надзор) в сфере миграции.
При этом, в силу ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п. 3 - 10 настоящей статьи (в части предмета проверки, оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, оснований для проведения внеплановой проверки, срока проведения плановой и внеплановой проверки, согласования проверки с органами прокуратуры и предварительного уведомления о проверке).
Согласно ч. 1.1 ст.26.2 Закона № 294-ФЗ если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом ч.2 данной статьи предусматривает, что проведение проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Согласно данной нормы результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ Правительством РФ принято постановление № 438 от 03.04.2020 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" п. 6 которого установлено, что в 2020 году внеплановые проверки таких объектов как ООО УК <данные изъяты>, являющееся микропредприятием, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что при вынесении вышеуказанного распоряжения о проведении проверки в отношении ООО УК <данные изъяты> и ее проведении ОИК УВМ УМВД России по Ульяновской области были допущены грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, которые влекут недействительность результатов данной проверки, поскольку распоряжение № 61 от 06.08.2020 о проведении проверки не соответствует вышеуказанному постановлению Правительства РФ № 438, так как предусматривает проведение проверки с выходом непосредственно на проверяемое Общество и его осмотр, несмотря на запрет, установленный п. 6 данного постановления Правительства РФ № 438. Более того, данным распоряжением назначена внеплановая проверка юридического лица по основаниям, не предусмотренным п. 1 вышеуказанного постановления Правительства РФ № 438 и ч. 1.1 ст.26.2 Закона № 294-ФЗ.
В связи с изложенным, данное распоряжение является незаконным, а в связи с этим, надлежащий приказ или распоряжение о проведении вышеуказанной проверки, которые соответствуют требованиям законодательства, отсутствуют, что позволяет отнести это к грубым нарушениям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Кроме того, в связи с проведением вышеуказанной проверки непосредственно в ООО УК «<данные изъяты>» административным органом были нарушены вышеуказанные требования постановления Правительства № 438, что также согласно ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.
Таким образом, результаты данной проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных названным законодательством требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения ООО УК <данные изъяты>» обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, в связи с чем результаты проведенной в отношении общества на основании распоряжения от 06.08.2020 N 61 проверки неправомерно положены в основу выводов о виновности директора общества Меметова в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.9 ч.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника УВМ УМВД России по Ульяновской области – начальником ОИК в отношении директора ООО УК «<данные изъяты>» Меметова И.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.9 ч. 4 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.9 ч. 4 КоАП РФ в отношении директора ООО УК <данные изъяты>» Меметова И.Я. подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено обжалуемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника УВМ УМВД России по Ульяновской области – начальника ОИК в отношении директора ООО УК <данные изъяты> Меметова И.Я. по ст. 18.9 ч. 4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.Г. Ефремов