РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего судьи Серикова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Форофонтовой Н.В.,
при участии:
представителя ответчика Колмаковой М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1164/2020 по иску прокурора г. Тольятти в интересах Леоновой М.А. к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тольятти в интересах Леоновой М.А. обратился в суд с иском к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что Леонова М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Леонова М.А. обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Леоновой М.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, в связи с тем, что она не имеет регистрации по месту жительства на территории г.о. Тольятти. Данный отказ прокурор считает незаконным, поскольку Леонова М.А. ни собственником, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения не является, жилья в собственности или по договору социального найма не имеет. Леонова М.А. проживает в г. Тольятти, обучается в Тольяттинском социально-педагогическом колледже, имеет регистрацию в общежитии по адресу: <адрес> до 30.06.2022 года. Полагает, что в данном случае жилищные права Леоновой М.А. нарушены. Сам по себе факт отсутствия регистрации по месту жительства в г. Тольятти при наличии достоверных данных, подтверждающих фактическое проживание и обучение Леоновой М.А. в г. Тольятти не может являться основанием для отказа в реализации ее права на предоставление жилого помещения. Просит признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Леоновой М.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и обязать администрацию г.о. Тольятти включить Леонову М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с даты принятия заявления, то есть с 08.08.2018 года.
Представитель прокуратуры г. Тольятти и Леонова М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. От помощника прокурора г. Тольятти поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель администрации г.о. Тольятти Колмакова М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснил, что Леоновой М.А. обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку она не имеет регистрации по месту жительства в г. Тольятти. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Леонова М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать- ФИО7 умерла, а отец- ФИО8 лишен родительских прав решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Леоновой М.А., копией решения Кисловодского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о смерти ФИО7, и не оспаривается стонами по делу.
Согласно выписки из похозяйственной книги Леонова М.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. в указанном доме площадью <данные изъяты>, зарегистрированы по месту жительства еще трое граждан: ФИО9, ФИО10, ФИО11
Леонова М.А. ни собственником, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения не является, жилья в собственности или по договору социального найма не имеет.
В настоящее время Леонова М.А. проживает в г. Тольятти, обучается в Тольяттинском социально-педагогическом колледже, имеет регистрацию в общежитии по адресу: <адрес> до 30.06.2022 года.
08 августа 2018 года в администрацию г.о. Тольятти Леоновой М.А. подано заявление о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Леоновой М.А., с составом семьи <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку она не имеет постоянной регистрации по месту жительства в г. Тольятти.
Из указанного распоряжения и пояснений представителя ответчика явствует, что отсутствие постоянной регистрации по месту жительства являлось единственным основанием к отказу в удовлетворении заявления Леоновой М.А. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Суд считает указанный отказ и доводы ответчика не основанными на законе.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, по смыслу данного федерального закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
В ст. 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст. 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Материалами дела установлено, что Леонова М.А. на момент обращения в орган местного самоуправления с вышеуказанным заявлением проживала и училась в г. Тольятти. Леонова М.А. и в настоящее время проживает на территории г.о. Тольятти, является студентом Тольяттинского социально-педагогического колледжа, зарегистрирована в общежитии колледжа до 30.06.2022 года.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления Леоновой М.А. о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства в г. Тольятти у администрации г.о. Тольятти не имелось.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях:
родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения закреплены и в п.п. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 года).
Из вышеизложенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставленном по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилого помещения или
2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.
В силу п. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Материалами дела установлено, что Леонова М.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, не имеет другого жилья в собственности или по договору социального найма, не имеет закрепленного жилья и в силу положений п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ» «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» Леонова М.А., 2000 года рождения, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения их специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного, суд считает, что Леоновой М.А. необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и он подлежит включению в указанный список с даты принятия первоначального заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования прокурора г. Тольятти в интересах Леоновой М.А. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы г.о.Тольятти в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, несовершеннолетней Леоновой М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Обязать администрацию г.о. Тольятти включить Леонову М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с даты подачи заявления 08.08.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 19 марта 2020 года
Председательствующий: