РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2019 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,
при секретаре Ширяевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 2063\2019 по исковому заявлению Сажина Виктора Васильевича, Сажиной Зинаиды Николаевны к Ларионову Евгению Сергеевичу, Ларионову Юрию Валерьевичу Акименко Людмилы Георгиевны об устранении препятствий в осуществлении государственного кадастрового учета, об установлении местоположения границ и площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Сажин В.В., Сажина З.Н. обратились в Ставропольский районный суд с указанным иском.
Просят: устранить препятствие в осуществлении государственного кадастрового учета, признав результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> реестровой ошибкой.
Указать, что Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Установить, что площадь принадлежащего нам земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1596 кв.м. и определить местоположение границ земельного участка в соответствии с координатами характерных точек, указанными в межевом плане. В целях определения точного местоположения границ земельного участка и площади земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства истцы обратились в МУП «Архитектура». Кадастровым инженером был подготовлен межевой план. В результате кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка составляет 1596 кв. м. Площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе и сведениях ЕГРН составляет 1683 кв. м. Споров по границе нет. Учитывая изложенные обстоятельства истица вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав, так как во внесудебном порядке установить местоположение границ земельного участка не представляется возможным.
Представитель истца Красильникова Н.В. действующая по доверенности в судебном заседании полностью поддержала исковые требования.
Ответчики Ларионов Е.С., Ларионов Ю.В. в судебное заседание не явились, о дне слушании дела извещались.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебное заседание представитель 3- го лица – администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя.
Третьи лица Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 22\10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. В соответствии со ст. 6 п. 1 п. п. 2, п. 3 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земельные участки. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. По действующему законодательству при межевании вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности. В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу части 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п.3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Согласно п.4 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственном регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости подлежат внесению в ЕГРН.
Из представленных в суд документов усматривается, что истцы являются собственниками земельного участка площадью 1683 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> Указанный земельный участок принадлежит истцам на праве общей совместной собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АА № от ДД.ММ.ГГГГ
Площадь земельного участка является ориентировочной (декларированной). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В целях определения точного местоположения границ земельного участка и площади земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства истцы обратились в МУП «Архитектура». Кадастровым инженером был подготовлен межевой план.
Кадастровым инженером местоположение границ земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Замер границ земельного участка производился по фактически сложившимся границам, исходя из существующего порядка землепользования.
При анализе исходных данных, кадастровым инженером было выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка находятся в документе, а именно в плане приложение к свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающий существование на местности. Из Плана земельного участка видно, какая была конфигурация и площадь (1683 кв. м.) земельного участка.
На сегодняшний день ограждение учитываемого земельного участка на местности имеет несколько иную конфигурацию, отличную от указанной на Плане. Кадастровым инженером в ходе работ граница уточняемого земельного участка была определена по фактическому ограждению, площадь земельного участка составила 1596 кв. м., что на 87 кв. м. меньше, чем по выписке с единого государственного реестра недвижимости. Фактическая ширина уточняемого земельного участка уменьшилась ~ на 1.16 м. со стороны <адрес> и 1.23 м. со стороны (по задам) смежника с КН №, согласно плану (приложения к свидетельству).
В процессе кадастровых работ так же было выявлено, что граница смежного земельного участка с КН № по сведениям ЕГРН имеет наложение на уточняемый земельный участок и не соответствует существующим на местности ограждениям на 1.17 до 1.48 метра. Кадастровыми инженером было установлено, что причиной такого наложения, явилась реестровая ошибка, допущенная при подготовке документов о межевании земельного участка с КН №
Вышеуказанная реестровая ошибка на сегодняшний день является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Акт согласования местоположения границ земельного участка с смежными земельными участками с кадастровыми номерами №, № не подписывался, так как граница установлена в соответствии с законодательством.
В результате площадь земельного участка составляет 1596 кв. м. Площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе и сведениях ЕГРН составляет 1683 кв. м.
Таким образом, разница в площади составляет 87 кв. м., что не превышает предельно минимальный размер участка для соответствующего вида разрешенного использования, установленный ПЗЗ с.п. Ягодное.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в ЕГРН отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерений, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росреестра.
Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка (Рмин) и (Рмакс), м2 установлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденными Решением № 118 от 30.12.2013r. Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области. Изменения внесены в редакции Решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от 06.04.2015 № 161, от 06.04.2015 № 162, от 22.05.2015 № 168, от 24.06.2016 № 61, от 24.06.2016 № 62, от 22.09.2016 № 75, от 14.08.2017 № 107, от 28.09.2017 № 118, от 26.12.2017 № 129, от 26.12.2017 № 130.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Согласно ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
- сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
- сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
- новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В пункте 9 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании ч. 1 ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, владеющими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 указанного федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, суд приходит к выводу, что при уточнении границ земельного участка, принимаются во внимание сведения, которые изложены об этом в правоподтверждающих документах на земельный участок, а при отсутствии таковых, принимаются во внимание границы земельного участка, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.
При отсутствии в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ при его образовании, сведений о местоположении границ земельного участка, информация о границах, существующих на местности пятнадцать и более лет, может быть получена из других источников, в том числе – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующим после 01 января 2017 года) осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН. Аналогичная норма права содержалась в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае уточненная площадь земельного участка не превышает минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что и границы земельного участка, установленные при проведении кадастровых работ, сформированы правильно, а именно границы земельного участка не приводят к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель. Права третьих лиц при уточнение границ не нарушены. Споров по границам со смежными землепользователями не имеется, что также подтверждается актом согласования границ. По результатам кадастровых работ площадь земельного участка составляет 1596 кв.м.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие возражений со стороны ответчика, претензий со стороны третьих и других лиц в отношении земельного участка, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-214 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Устранить препятствие в осуществлении государственного кадастрового учета, признав результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> реестровой ошибкой.
Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Установить, что площадь принадлежащего нам земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1596 кв.м. и определить местоположение границ земельного участка в соответствии с координатами характерных точек, указанными в межевом плане:
Обозначение характерных точек границы |
Координаты, м | |
1 |
2 |
3 |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья –