Дело № 2-796/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Зарипова Р.Р.,
при секретаре Журавлевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушковой Т.В. к Администрации г.Ульяновска, Управлению Росреестра по Ульяновской области, Малафееву А.А., Стеняшину С.А., Сосновикову Н.Г., Лубянину В.В., Рябинову Е.А. о признании права собственности на самовольно возведенные строения,
УСТАНОВИЛ:
Ушкова Т.В. обратилась в суд с иском, уточненным в судебном заседании к Администрации г.Ульяновска, Управлению Росреестра по Ульяновской области, Малафееву А.А., Стеняшину С.А. Сосновикову Н.Г., Лубянину В.В., Рябинову Е.А. о признании права собственности на самовольно возведенные строения. В обоснование исковых требований указала, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ ею приобретено право собственности после смерти ее мужа ФИО22 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный №, кадастровый №, общей площадью 76,4 кв. м., литеры А; А1; А2; а; а1; к; Г1; Г2; Г4; Г5; У; 1; 11; 111; п. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности 73-АТ № от 31.01.2009 за ней зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. литеры А, А1, а, к, Г1, Г2, У, I-III, п. В регистрации права собственности на часть домовладения литера А2, а1, площадью <данные изъяты> кв.м, рыночной стоимостью 230000 рублей, литера Г4 - сарай, Г5 -баня было отказано, в связи с отсутствием сведений о регистрации. Указанное домовладение располагается на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № приобретенном ею в собственность на основании договора купли-продажи № от 16.02.2010 заключенного с Мэрией г.Ульяновска, право собственности зарегистрировано - свидетельство о государственной регистрации права собственности 73-АУ № от 04.03.2010.
Таким образом, указанная часть домовладения литера А2; а1; Г4; Г5 - являются самовольной постройкой. Просила суд признать за ней право собственности на часть домовладения - литера А2, площадью - <данные изъяты> кв. м, литера а1, площадью <данные изъяты> кв.м., литера Г4 – баня и литера Г-5 - предбанник, расположенные по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов Митюковой Е.А.
Представитель истца Митюкова Е.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, приведя в обоснование доводы аналогичные, изложенным в иске.
Представители ответчиков Администрации г.Ульяновска и Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ответчик Лубянин В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором просил рассмотреть ело в свое отсутствие, указав на то, что не возражает против удовлетворения ее исковых требований, согласен с фактическим расположением бани и предбанника.
Ответчик Сосновиков Н.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором просил рассмотреть ело в свое отсутствие, указав на то, что не возражает против удовлетворения ее исковых требований, согласен с фактическим расположением бани и предбанника.
Ответчик Рябинов Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором просил рассмотреть ело в свое отсутствие, указав на то, что не возражает против удовлетворения ее исковых требований, согласен с фактическим расположением пристроев литера А2, а1.
Ответчик Малафеев А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв в котором просил рассмотреть ело в свое отсутствие, указав на то, что не возражает против удовлетворения ее исковых требований, согласен с фактическим расположением пристроев литера А2, а1.
Ответчик Стеняшин С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, УМС администрации г. Ульяновска, УОГУП «БТИ», МУП «УльГЭС», МУП «Ульяновскводоканал», УМУП «Городская теплосеть» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по гражданскому делу.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В судебном заседании установлено, что Ушкова Т.В. является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный №, кадастровый №. Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ее мужа ФИО8
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности 73-АТ № от 31.01.2009 за ней зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. литеры А, А1, а, к, Г1, Г2, У, I-III, п.
Ушкова Т.В. также является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, право собственности возникло на основании договора купли-продажи № от 16.02.2010 заключенного с Мэрией г.Ульяновска. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке - свидетельство о государственной регистрации права собственности 73-АУ № от 04.03.2010
Из технического паспорта следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из строений литеры А; А1; А2; а; а1; к; Г1; Г2; Г4; Г5; У; 1; 11; 111; п.
В регистрации права собственности на часть домовладения литера А2, а1, литера Г4, литера Г5 было отказано, в связи с отсутствием сведений о регистрации. Указанные строения являются самовольно возведенными.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы № от 21.05.2018, составленной ООО <данные изъяты>» следует, что пристройка лит. «А2» не соответствует требованиям СНиП в части отсутствия требуемого противопожарного расстояния по отношению к жилому дому соседнего домовладения № по <адрес> (менее 10м); сени лит. «а1» соответствуют требованиям СНиП; Баня лит. «Г4» не соответствует требованиям СНиП в части отсутствия отступа 1,0м от правой фактической межевой границы участка с домовладением № по <адрес>: СП 30-102-99 п.5.3.4. «До границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно -двухквартирного и блокированного дома - Зм с учетом требований п.4.1.5... . от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м»; в части отсутствия требуемого противопожарного расстояния по отношению к соседнему жилому дому соседнего домовладения № по <адрес> (менее 10 м); предбанник лит. «Г5» не соответствует требованиям СНиП в части отсутствия отступа 1,0м от правой фактической межевой границы участка с домовладением № по <адрес>: СП 30-102-99 п.5.3.4. «До границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно - двухквартирного и блокированного дома - Зм с учетом требований п.4.1.5... . от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м»; в части отсутствия требуемого противопожарного расстояния по отношению к соседнему жилому дому соседнего домовладения № по <адрес> (менее 10).
Кроме того эксперт указывает, что исследуемое домовладение расположено на территории исторически сложившейся застройки (район «старой застройки» - частный сектор) т.е. у собственников домовладений, расположенных в этом районе порядок пользования сложился. Многие жилые строения и хозпостройки соседних домовладений расположены без минимально требуемого отступа от межевых границ с соседними участками.
Пристройка лит. «А2» эксплуатируется истцом в течение 15 лет, не вызывая неудобств для собственников соседнего <адрес>, аналогично - баня лит. «Г4» с предбанником лит. «Г5» - для собственников соседних домовладений - № по <адрес> и № по <адрес>.
К тому же, строения, принадлежащие истцу: жилой дом лит. «А», пристройка лит. «А1», сарай лит. «Г1», сарай лит. «Г2», прошли правовую регистрацию. Эти строения, так же расположены вдоль фактической межевой границы с домовладением № по <адрес> без отступа, и противопожарное расстояние от них до строений на соседнем участке № - менее нормативного.
На основании вышеизложенного эксперт указывает на то, что возможно по взаимному согласию собственников соседних домовладений - уменьшать расстояния от строений и хозпостроек до межевых границ, разделяющих земельные участки.
Площадь застройки пристройки лит. «А2» в домовладении № по <адрес> в <адрес> составляет <данные изъяты>, внутренних помещений в пристройке: жилая комната поз.2 - <данные изъяты>; кухня поз.3 - <данные изъяты>
Площадь застройки сеней лит. «а1» - <данные изъяты>; бани лит. «Г4» - <данные изъяты>; предбанника лит. «Г5» - <данные изъяты>
Домовладение, расположенное по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности Малафеева А.А. и Рябинова Е.А., указанные лица привлечены к участию в деле в качестве соответчиков и не возражали против удовлетворения требований Ушковой Т.В.
Домовладение, расположенное по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности Сосновикова Н.Г. и Лубянина В.В., указанные лица привлечены к участию в деле в качестве соответчиков и не возражали против удовлетворения требований Ушковой Т.В.
Домовладение, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Стеняшина С.А., который также привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Своего мнения относительно заявленных исковых требований не высказал.
Истцом доказательств того, что Стеняшин С.А. не возражает против удовлетворения требований Ушковой Т.В. не представлено.
В силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, из смысла указанной нормы закона следует, что постройка признается самовольной при наличии следующих обстоятельств: она создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; создана без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано за застройщиком только в судебном порядке при устранении признаков самовольной постройки в том случае, если земельный участок, на котором осуществлено самовольное строительство, находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании лица, осуществившего данное строительство.
В ходе судебного заседания было установлено, что самовольные строения литеры А2, а1 расположены на участке, принадлежащем истице на праве собственности, земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, указанные строения с учетом мнения собственников смежных земельных участков и домовладений не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Самовольные строения литеры Г4, Г5, согласно заключения эксперта не соответствует требованиям СНиП в части отсутствия отступа 1,0м от правой фактической межевой границы участка с домовладением № по <адрес>: СП 30-102-99 п.5.3.4. «До границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее от усадебного, одно -двухквартирного и блокированного дома - 3м с учетом требований п.4.1.5... . от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м»; в части отсутствия требуемого противопожарного расстояния по отношению к соседнему жилому дому соседнего домовладения № по <адрес> (менее 10 м). Доказательств отсутствия возражений собственника соседнего домовладения, расположенного по адресу: <адрес> на уменьшение расстояния от строений и хозпостроек до межевых границ, разделяющих земельные участки истцом не представлено.
В связи с вышеизложенным, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Ушковой Т.В. частичной. Признать за ней право собственности на самовольно возведенные строения литера А2 и литера а1, расположенные по адресу: <адрес>, а в части удовлетворения исковых требований о признании права собственности на самовольно возведенные строения литера Г4 и литера Г5 – отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ушковой Т.В. – удовлетворить частично.
Признать за Ушковой Т.В. право собственности на самовольно возведенные строения литера «А2» площадью <данные изъяты> кв.м. и литера «а1» площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Ушковой Т.В. о признании права собственности на самовольно возведенные строения литера «Г4», площадью <данные изъяты> кв.м. и литера «Г5» площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Р.Р. Зарипов