Дело №2-2517/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2015 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Котихиной А.В.
при секретаре Масановой И.В.
с участием истицы Горошковой Ю.А.
представителя ответчика Климовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горошковой Ю.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) о признании незаконным протокола - решения № 04 февраля 2015 года и обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Горошкова Ю.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) о признании незаконным протокола - решения ответчика № от 04 февраля 2015 года и обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с 23 января 2015 года. В обоснование заявленных требований указала, что является супругой умершего кормильца и занята уходом за его ребенком, не достигшим 14 лет, в связи с чем имеет право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, однако ответчик необоснованно отказал ей в назначении пенсии.
В судебном заседании Горошкова Ю.А. иск поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, пояснив, что не имеет вида на жительство, однако факт ее постоянного проживания в Российской Федерации установлен вступившим в законную силу решением суда.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) Климова Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истицей документально подтверждены не все условия, необходимые для назначения пенсии. При этом факт постоянного проживания на территории Российской Федерации подтвержден решением суда лишь за период, предшествовавший обращению за назначением пенсии.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что требования Горошковой Ю.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Согласно пп.2 п.2 ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях» один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.
В целях реализации Закона №400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее Перечень).
Согласно п.2 Перечня для установления пенсии необходимы документы удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.
Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу п.3 ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом №400-ФЗ.
Из изложенного следует, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на законном основании, имеют равные права с гражданами России, включая право на пенсию, а также несут такие же обязанности, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно пункта 1 статьи 6 назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Таким образом, иностранные граждане в силу их статуса при обращении за назначением пенсии должны подтвердить постоянное место жительства, поскольку назначение пенсии иностранным гражданам сопряжено с обращением в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
.Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Из данной нормы Федерального закона следует, что при определении правового положения иностранных граждан в Российской Федерации изложенные в нем требования являются обязательными, в том числе и в области пенсионного законодательства.
Понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона, раскрываются в статье 2, и законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; а постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство
Исходя из положений вышеизложенного Федерального закона, иностранный гражданин, находящийся на законном основании на территории Российской Федерации, вправе получать в Российской Федерации пенсию на основании названных Федеральных законов только при условии постоянного проживания, а постоянно проживающим иностранным гражданином является лицо, имеющее вид на жительство.
Аналогичные положения закреплены в п.2 Перечня, согласно которому для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
При этом документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства (п.60 Перечня).
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований.
Как установлено из материалов дела и не оспаривалось сторонами, при обращении в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) истицей был представлен паспорт гражданина <данные изъяты> с отметкой о регистрации по месту жительства <адрес> и решение Новгородского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации по день рассмотрения вышеназванного дела в суде, то есть по ДД.ММ.ГГГГ года.
Вместе с тем, факт постоянного проживания истицы на территории Российской Федерации по ДД.ММ.ГГГГ не означает, что при обращении в Управление 23 января 2015 года она имела статус лица, находящегося на законном основании и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
В частности, истицей как в Управление, так и в суд не представлено разрешение на временное проживание и вид на жительство, а равно доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин для неоформления указанных документов.
В свою очередь, решение Новгородского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, устанавливающее факт постоянного проживания истицы в Российской Федерации, не охватывает дату ее обращения за назначением пенсии, а равно дату, с которой Горошкова Ю.А. просит назначить пенсию в судебном порядке (23 января 2015 года).
Таким образом, истица не представила документы, подтверждающие ее статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации и обладающего правом постоянного проживания на территории РФ.
В заявлении Горошкова Ю.А. обращает внимание, что отказ в назначении пенсии противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 марта 2004 года N 146-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Однако такое противоречие отсутствует, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации указывает на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, а названными выше Федеральными законами назначение пенсии иностранным гражданам связано с постоянным проживанием в Российской Федерации на законном основании.
Ссылка истицы на наличие временной регистрации в г.Великом Новгороде также не может быть принята во внимание судом, поскольку как усматривается из представленных материалов, на момент обращения в Пенсионный орган срок указанной регистрации истек. Более того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ временная регистрация иностранного гражданина не подтверждает факт его постоянного проживания на территории РФ и не наделяет его правом на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению требований Горошковой Ю.А. о признании незаконным протокола - решения ответчика № от 04 февраля 2015 года и обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с 23 января 2015 года, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Горошковой Ю.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) о признании незаконным протокола - решения ответчика №4/34 от 04 февраля 2015 года и обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с 23 января 2015 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения (01 апреля 2015 года).
Председательствующий: Котихина А.В.