Мировой судья Шилова Г.В.
Дело № 11-125/2022
УИД 73MS0022-01-2022-001292-95
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 сентября 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи А.А. Жилкиной
при секретарях С.А., Дементьевой, Е.А. Чубатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК» на решение мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 05.07.2022 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК» к Зайнееву Рамилю Ринатовичу о взыскании задолженности за жилищные услуги, судебные расходы,
установила:
ООО «ЖЭК» обратилось в суд с иском к Зайнееву с требованиями о взыскании задолженности за содержание общего имущества МКД, в обоснование указав, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик обязанности по оплате услуг ЖКХ не выполняет, в связи с чем образовалась задолженность за период с арта 2020 г. по декабрь 2020 г. в сумме 21 644,08 руб., на указанную задолженность начислены пени в сумме 6 489,18 руб. В добровольном порядке задолженность ответчиком не оплачивается, в связи с чем истец вынужден обратиться с иском в суд.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Курбатов И.В. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по доводам, изложенным в ней.\
Представитель ответчика пояснил, что с решением мирового судьи согласен. Ответчик не приобрёл право собственности на <адрес>, т.к. фактически им не был подписан акт приема-передачи из-за наличия в квартире строительных недостатков. При этом за указанный период пользоваться квартирой н не имел возможности.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом уменьшения, приходит к выводу о том, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Требованиям закона обжалуемое решение в полном объеме не отвечает.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 4 части 2 статьи 153 названного Кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.
Согласно части 3 статьи 110 Жилищного кодекса, члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 129 указанного Кодекса, на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 настоящего Кодекса.
На основании частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса).
Судом установлено, что между Зайнеевым Р.Р. и ЖСК «Красноармейская 82» заключен договор паенакопления № от 21.01.2019 г.
Согласно п. 2.1.5 Договора ЖСК обязуется передать квартиру истцу по акту приема-передачи. Срок передачи установлен 2 квартал 2019 г.
Согласно справке от 25.02.2019 г. Зайнеев Р.Р. произвел полную выплату паевых взносов за квартиру. Дом введен в эксплуатацию 10.02.2022 г.
Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД, расположенным по адресу: <адрес> от 25.02.2020 г., было принято решение о выборе в качестве управляющей компании ООО «ЖЭК».
На день рассмотрения дела мировым судьей акт приема-передачи так и не был подписан, в связи с наличием строительных недостатков указанной квартиры.
Решением суда от 22.06.2021 г. на ЖСК «Красноармейская 82» возложена обязанность устранить строительные недостатки.
Из договора паенакопления от 21.01.2019 г. №21 следует, что в срок не позднее 7 рабочих дней с момента ввода объекта в эксплуатацию ЖСК сообщает пайщику дату, сроки и порядок передачи квартиры (п. 2.1.3), пайщик же должен прибыть и подписать акт приема-передачи (2.2.2). В день подписания акта приема-передачи заключить с организацией, уполномоченной осуществлять функции управления жилым домом, договор о техническом обслуживании и эксплуатации, своевременно и в полном объеме оплачивать расходы на соображение квартиры, начиная со дня подписания акта приема-передачи.
В силу части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве. Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 218 Гражданского кодекса член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
По правилам Жилищного кодекса член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.
На отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 настоящего Кодекса.
Как установлено, паевой взнос по соглашению N 21 от 21.01.2019 г. внесен Зайнеевым Р.Р. 25.02.2019 г., а спорный жилой дом введен в эксплуатацию – 10.02.2022.
Таким образом, в силу установленных норм гражданского законодательства Зайнеев Р.Р., полностью внесший паевой взнос приобрёл право собственности на квартиру с момента введения дома в эксплуатацию.
Следовательно, на него распространяются положения ч. 2 ст. 129 ЖК РФ, ст. 39 ГК РФ.
Также следует отметить, что сам факт наличия строительных недостатков в квартире не препятствовал подписанию акту приема-передачи в установленный срок с замечаниями относительно наличия указанных недостатков, и ни лишало истца права обратиться в суд за защитой своих прав в данной части. Кроме того из решения суда от 22.06.2021 г. по гражданскому делу №2-1790/2021 следует, что ключи от квартиры Зайнееву Р.Р. все же были переданы, не смотря на его отказ от подписания акта-приема-передачи.
Суд, оценивая представленные по делу доказательства, проанализировав совокупность исследованных доказательств, признал установленным факт того, что ответчик фактически приобрёл право собственности на жилое помещение после полной выплаты пая и введения МКД в эксплуатацию, фактически имел возможность пользоваться указанной квартирой, т.к. у него имелись ключи, а следовательно, должен нести расходы по содержанию в т.ч. общего имущества МКД, оплачивая жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает необходимым отменить решение мирового судьи, приняв по делу новое решение об удовлетворении требований о взыскании задолженности по услугам ЖКХ за период с марта 2020 г. по декабрь 2020 г.
В части требований о взыскании пени суд полагает их подлежащими снижению на основании ст. 333 ГК РФ, т.к. целью применения ст. 333 ГК РФ является установление баланса интересов, при котором взыскиваемая пеня, имеющая компенсационный характер, будет являться мерой ответственности для должника, а не мерой наказания, и которая носит воспитательный, а также карательный характер для одной стороны и одновременно, компенсационный (то есть является средством возмещения потерь, вызванных нарушением обязательств) для другой стороны, но при этом подлежащая взысканию неустойка не может являться способом обогащения одной из сторон. При данных обстоятельствах с учетом баланса интересов пени подлежат снижению до суммы 4000 руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ и принимая во внимание, что основные исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме, суд взыскивает расходы по оплате госпошлины с ответчика в размере 1044 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд,
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 05.07.2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК» к Зайнееву Рамилю Ринатовичу о взыскании задолженности за жилищные услуги, судебные расходы удовлетворить частично.
Взыскать с Зайнеева Рамиля Ринатовича в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК» задолженность по оплате жилищных услуг в сумме 21644,08 руб., пени в размере 4000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 1044 руб.
В остальной части требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья А.А. Жилкина