Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-256/2020 ~ М-66/2020 от 17.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 мая 2020 года        г. Камышлов

Камышловский районный суд Свердловской области

в составе председательствующего Бачевской О.Д.,

при секретаре судебного заседания Боровских О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-256/2020 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Камышловские объединенные экологические системы» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

установил:

17 января 2020 года территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах (далее - Роспотребнадзор) в лице главного государственного санитарного врача, обратился в суд с иском к ООО «Камышловские объединенные экологические системы» (далее - ООО «КАМ ОЭКС»), в котором с учетом уточнения исковых требований окончательно просил возложить обязанность на ООО «КАМ ОЭКС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов и решение об установлении санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района.

В обоснование требований указано, что ООО «КАМ ОЭКС» осуществляет свою деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом производственной деятельности юридического лица является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Для осуществления деятельности юридическое лицо эксплуатирует полигон твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил, не проведение работ по проектированию санитарно-защитной зоны для полигона ТКО, а также отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района.

В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В ходе предварительного судебного заседания 13 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования привлечена Администрация муниципального образования Камышловский муниципальный район, являющаяся арендодателем по договору аренды земельного участка, предоставленного под размещение полигона твердых бытовых отходов производства и потребления.

В судебное заседание стороны не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания. Представитель истца и представитель ответчика направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель ответчика указал, что с исковыми требованиям с установленным сроком до 01.01.2021 он согласен. В ходе предварительного судебного заседания представитель ответчика ООО «КАМ ОЭКС», суду пояснил, что им принимаются меры для устранения нарушений, а именно заключен договор на разработку проекта и его сопровождение.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район, в отзыве на исковое заявление указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку разработка проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов, получение эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона, а также получение решения об установлении санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов, являются требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С учетом изложенного и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Огласив исковое заявление, огласив отзыв, исследовав письменные доказательства по делу и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 41, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.

В процессе хозяйственной и иной деятельности образуются отходы производства и потребления, подлежащие сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Судом установлено и следует из материалов дела, что основной деятельностью ООО «КАМ ОЭКС» является обработка и утилизация отходов I-IV классов опасности (л.д. 62-73), свою деятельность общество осуществляет на основании бессрочной лицензии от 02 сентября 2015 года (л.д. 9-20). Согласно устава ООО «КАМ ОЭКС» общество осуществляет следующие виды деятельности: сбор, транспортирование, использование, обезвреживание, размещение (хранение, захоронение), накопление отходов производства и потребления; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация благоустройства и озеленение территории (л.д. 26-38).

Для осуществления деятельности ООО «КАМ ОЭКС» эксплуатирует полигон твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района на основании договора аренды земельного участка Пр от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141-144). Согласно договора арендатор обязан: эффективно использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением; не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей территориях в результате своей хозяйственной деятельности; соблюдать специально установленный режим использования земель. Указанный полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением номера (л.д. 77).

В 2016 году на основании поручения Камышловской межрайонной прокуратуры Свердловской области специалистами Талицкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: отсутствовал проект санитарно-защитной зоны, имеющий санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил, а также не проводятся работы по проектированию санитарно-защитной зоны для полигона ТКО (для предприятий II классов опасности), что является нарушением п.2.1, 2.2, 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и п.3.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (л.д. 39, 40-43). Стороной ответчика неисполнение указанных требований не оспаривается, представлены документы направленные на устранение допущенных нарушений (л.д. 180-181, 182-191, 192-247).

Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природной ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природоохранная деятельность).

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния среды (ч. 7 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как на территории объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности населения, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Поэтому вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям. Пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит прямое указание на то, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации промышленного объекта и производства. В перечень таких объектов подп. 2 пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 включены полигоны твердых бытовых отходов. При этом следует различать объект как имущество и производство как деятельность по эксплуатации данного объекта.

Таким образом, разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают значительного вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Соблюдение нормативов и требований санитарно-эпидемиологического законодательства обязательно для физических и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими хозяйственной деятельностью (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») под угрозой запрещения данной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Законодательно определено, что любая хозяйственная деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения, допускается при условии соблюдения субъектами данной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), при условии выполнения ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Договор аренды земельного участка в настоящее время продолжает действовать, а спорный полигон по настоящее время не исключен из государственного реестра объектов размещения отходов и из схемы обращения с отходами производства и потребления на территории области, не законсервирован и хозяйственная деятельность по обороту отходов на нем ведется. Поэтому установление вокруг спорного полигона санитарно-защитной зоны, даже если он не находится на территории поселения (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), является публичной обязанностью пользователя полигона твердых бытовых отходов, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Исходя из изложенного, суд полагает, что исковые требования о возложения обязанности на ответчика совершить указанные выше действия подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, при определении срока, в течение которого возложенные на ответчика обязанности по разработке, утверждению и реализации проекта санитарно-защитной зоны должны быть исполнены, суд учитывает, что ответчиком принимаются меры направленные на исполнение требований, и полагает предложенный срок до 01.01.2021 разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Поскольку ответчик не освобождено от уплаты государственной пошлины, в отличие от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, то в соответствии со ст. ст. 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина согласно удовлетворенным не подлежащим имущественной оценке требованиям подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей (пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Камышловские объединенные экологические системы» в срок до 01.01.2021 разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района; получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов расположенного вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района.

Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Камышловские объединенные экологические системы» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий - подпись. Бачевская О.Д.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 мая 2020 года.

Копия верна. Судья -     Бачевская О.Д.

2-256/2020 ~ М-66/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камышловский межрайонный прокурор
Роспотребнадзор
Ответчики
ООО "Камышловские объединенные экологические системы"
Другие
Администрация Камышловского муниципального района
Суд
Камышловский районный суд Свердловской области
Судья
Бачевская Ольга Дмитриевна
Дело на странице суда
kamyshlovsky--svd.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2020Передача материалов судье
17.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.02.2020Предварительное судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Дело оформлено
27.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее