КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2020 года г. Камышлов
Камышловский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего Бачевской О.Д.,
при секретаре судебного заседания Боровских О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-256/2020 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Камышловские объединенные экологические системы» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
установил:
17 января 2020 года территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах (далее - Роспотребнадзор) в лице главного государственного санитарного врача, обратился в суд с иском к ООО «Камышловские объединенные экологические системы» (далее - ООО «КАМ ОЭКС»), в котором с учетом уточнения исковых требований окончательно просил возложить обязанность на ООО «КАМ ОЭКС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов и решение об установлении санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района.
В обоснование требований указано, что ООО «КАМ ОЭКС» осуществляет свою деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом производственной деятельности юридического лица является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Для осуществления деятельности юридическое лицо эксплуатирует полигон твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил, не проведение работ по проектированию санитарно-защитной зоны для полигона ТКО, а также отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В ходе предварительного судебного заседания 13 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования привлечена Администрация муниципального образования Камышловский муниципальный район, являющаяся арендодателем по договору аренды земельного участка, предоставленного под размещение полигона твердых бытовых отходов производства и потребления.
В судебное заседание стороны не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания. Представитель истца и представитель ответчика направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель ответчика указал, что с исковыми требованиям с установленным сроком до 01.01.2021 он согласен. В ходе предварительного судебного заседания представитель ответчика ООО «КАМ ОЭКС», суду пояснил, что им принимаются меры для устранения нарушений, а именно заключен договор на разработку проекта и его сопровождение.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район, в отзыве на исковое заявление указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку разработка проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов, получение эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона, а также получение решения об установлении санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов, являются требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом изложенного и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Огласив исковое заявление, огласив отзыв, исследовав письменные доказательства по делу и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 41, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.
В процессе хозяйственной и иной деятельности образуются отходы производства и потребления, подлежащие сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Судом установлено и следует из материалов дела, что основной деятельностью ООО «КАМ ОЭКС» является обработка и утилизация отходов I-IV классов опасности (л.д. 62-73), свою деятельность общество осуществляет на основании бессрочной лицензии № от 02 сентября 2015 года (л.д. 9-20). Согласно устава ООО «КАМ ОЭКС» общество осуществляет следующие виды деятельности: сбор, транспортирование, использование, обезвреживание, размещение (хранение, захоронение), накопление отходов производства и потребления; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация благоустройства и озеленение территории (л.д. 26-38).
Для осуществления деятельности ООО «КАМ ОЭКС» эксплуатирует полигон твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района на основании договора аренды земельного участка № Пр от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141-144). Согласно договора арендатор обязан: эффективно использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением; не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей территориях в результате своей хозяйственной деятельности; соблюдать специально установленный режим использования земель. Указанный полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № с присвоением номера № (л.д. 77).
В 2016 году на основании поручения Камышловской межрайонной прокуратуры Свердловской области специалистами Талицкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: отсутствовал проект санитарно-защитной зоны, имеющий санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил, а также не проводятся работы по проектированию санитарно-защитной зоны для полигона ТКО (для предприятий II классов опасности), что является нарушением п.2.1, 2.2, 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и п.3.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (л.д. 39, 40-43). Стороной ответчика неисполнение указанных требований не оспаривается, представлены документы направленные на устранение допущенных нарушений (л.д. 180-181, 182-191, 192-247).
Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природной ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природоохранная деятельность).
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния среды (ч. 7 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как на территории объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
В целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности населения, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Поэтому вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям. Пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит прямое указание на то, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации промышленного объекта и производства. В перечень таких объектов подп. 2 пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 включены полигоны твердых бытовых отходов. При этом следует различать объект как имущество и производство как деятельность по эксплуатации данного объекта.
Таким образом, разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают значительного вредного воздействия на человека и окружающую среду.
Соблюдение нормативов и требований санитарно-эпидемиологического законодательства обязательно для физических и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими хозяйственной деятельностью (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») под угрозой запрещения данной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Законодательно определено, что любая хозяйственная деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения, допускается при условии соблюдения субъектами данной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), при условии выполнения ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Договор аренды земельного участка в настоящее время продолжает действовать, а спорный полигон по настоящее время не исключен из государственного реестра объектов размещения отходов и из схемы обращения с отходами производства и потребления на территории области, не законсервирован и хозяйственная деятельность по обороту отходов на нем ведется. Поэтому установление вокруг спорного полигона санитарно-защитной зоны, даже если он не находится на территории поселения (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), является публичной обязанностью пользователя полигона твердых бытовых отходов, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.
Исходя из изложенного, суд полагает, что исковые требования о возложения обязанности на ответчика совершить указанные выше действия подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, при определении срока, в течение которого возложенные на ответчика обязанности по разработке, утверждению и реализации проекта санитарно-защитной зоны должны быть исполнены, суд учитывает, что ответчиком принимаются меры направленные на исполнение требований, и полагает предложенный срок до 01.01.2021 разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Поскольку ответчик не освобождено от уплаты государственной пошлины, в отличие от Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, то в соответствии со ст. ст. 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина согласно удовлетворенным не подлежащим имущественной оценке требованиям подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей (пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Камышловские объединенные экологические системы» в срок до 01.01.2021 разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района; получить решение об установлении санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых и промышленных отходов расположенного вблизи д. Фадюшина Камышловского муниципального района.
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Камышловские объединенные экологические системы» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий - подпись. Бачевская О.Д.
Мотивированный текст решения изготовлен 14 мая 2020 года.
Копия верна. Судья - Бачевская О.Д.