Дело № 11-78/2022
мировой судья судебного участка № 40
Промышленного судебного района г. Самары Самарской области
Шабанова Ю.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2022 года Промышленный районный суд г.Самары в составе: председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бережковой Елены Юрьевны на решение мирового судьи судебного участка № 40 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области от 27 декабря 2021г., которым постановлено:
«Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Бережковой Елене Юрьевне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами - удовлетворить.
Взыскать с Бережковой Елены Юрьевны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.11.2020 в размере 9 723 рубля 48 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего взыскать 10123 (десять тысяч сто двадцать три) 48 копеек.»
Заслушав заявителя, изучив материалы дела, суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» обратился в мировой суд с иском в котором просил взыскать с Бережковой Е.Ю. сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 9 723 руб. 48 коп. за период с 01.01.2019 по 30.11.2020, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб., указав что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и на основании заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет 93,2 кв.м. Согласно установленной формуле расчёта оплаты за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для ответчика составляет 422,76 рублей. До настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг не было исполнено ответчиком, в связи с чем на дату обращения в суд размер задолженности составляет 9 723 руб. 48 коп. за период с 01.01.2019 по 30.11.2020. Ответчику выставлялись квитанции на оплату за спорный период, что является соблюдением досудебного порядка. Ранее истец обращался за взысканием спорных сумм с ответчика в порядке приказного производства, однако, вынесенный судебный приказ был отменен по заявлению должника, в связи с чем, обращается в суд в порядке искового производства.
Мировым судьей постановлено указанное решение.
Ответчик Бережкова Е.Ю., не согласившись с решением мирового судьи, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование требования заявитель указывает на то, что решение мирового судьи не соответствует обстоятельствам дела, а именно, так суд вынес решение без предоставления заверенной копии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования серии 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 года на осуществление деятельности по сбору транспортировке обработке утилизации обезвреживанию и размещению отходов, нарушив требования ст. 67 ГПК РФ; мотивировочной части решения суда не указаны возражения ответчика, а именно о том, что истец выставлял счета на количество проживающих человек, не учитывая того, что объект принадлежит только одному собственнику.
В судебном заседании заявитель Бережкова Е.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении в свое отсутствие согласно письменных возражений, указал, что решение мирового суда является законным и обоснованным, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям изложенных в письменных возражениях.
Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина не явки суду не известна.
Представитель Департамента ценового и тарифного регулирования по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении в свое отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд полагает, что оснований для отмены принятого судебного постановления не имеется.
С 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самаре области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г.
В своей деятельности Региональный оператор руководствуется законодательством регулирующим обращение с твердыми коммунальными отходами и иными федеральными законами, и нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и о данных коммунальных услуг предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( ФЗ № 89) и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (Постановление № 1156).
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг обращению с ТКО утверждена Постановление № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».
Пункт 8(4) Постановления № 1156 определяет основания для заключения договора оказание услуг по обращению с ТКО, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), предложение Регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно пункту 8(17) Постановления № 1156 Региональный оператор Самарской области по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ № 89 договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе размещения информации на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Также, Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО размещает в печатных CМИ и на своем сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Данное предложение и текст договора были размещены на официальном сайте Регионального оператора:https://ecostr.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также опубликовано 25 декабря 2018 г. в средствах массовой информации газете «Волжская коммуна», выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018 г.
В соответствии с п. 8.17. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами Постановлением № 1156) Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключния соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными особами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Иного порядка извещения потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором законодательством не предусмотрено. Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства № 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В том случае, если потребитель не направил Региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг но обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16- рабочий день, после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети «Интернет». Более того, в соответствии с пунктом 6 статьи 157.2 ЖК РФ, заключение договора в письменной форме не требуется, между тем, по заявлению потребителя, договор в письменной форме может быть ему выдан.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО.
Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Дополнительно сообщаем, что в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского Кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что по смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к выполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме.
Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора по выставляемому счету и т.д.).
Таким образом, вышеуказанный договор считается заключенным на условиях типового договора, а услуга, оказываемая Региональным оператором, подлежит оплате с 01.01.2019 г.
Доводы ответчика об отсутствии лицензии на право обращения с ТКО у ООО «ЭкоСтройРесурс», которая является обязательной для данного вида деятельности являются несоответствующими действительности.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «ЭкоСтройРесуро выдана Лицензия серия 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 г. на осуществление деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Настоящая лицензия действует бессрочно.
Порядок выдачи лицензии определен Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (ред. от 28.12.2018) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортирована обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 установлен перечень документов, которые предоставляются организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности. Истцом процедура получен лицензии пройдена в полном объеме, необходимые для получения лицензии документы лицензирующий орган предоставлены и в результате этого получена лицензия серия 63 № d 0155 от 05.10.2016 г.
С 01.01.2019г. и по настоящее время Региональный оператор имеет действующую лицензию серии 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 на осуществление деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, (переоформлена приказом от 14 января 2020 № 07).
Информация о действующей лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления, доступна и подтверждается сведениями единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОУИТ - https://uoit.fsrpn.ru). а также выпиской ЕГРЮЛ, копией лицензии.
Иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, Региональный оператор не осуществляет.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами территории Самарской области.
Таким образом, деятельность Регионального оператора по взысканию задолженности осуществляется на основании лицензии и соответствует действующему законодательству.
Доводы ответчика о неправомерном начислении платы за услуги по обращению с ТКО незаконны и необоснованны по следующим основаниям.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. №, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № от 28.03.2019 г., № от 19.12.2019, № от 18.12.2020 года утверждены предельные тарифы на услугу Регионального оператора обращению с ТКО на 2019 - 2020 годы для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
В настоящее время на территории десяти городских округов Самарской области принято решение об определении объема услуги по обращению с ТКО исходя из площади жилого помещения. Данное решение отражено в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № ( Приказ №) которым утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (МКД и ИЖС соответственно) составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
В соответствии с п. 9 (2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно1 пункту 148(30) Правил по формуле 9(2).
Согласно выписки из ЕГРН, Бережкова Елена Юрьевна является собственником жилого дома, по адресу: <адрес>, общая площадь объекта недвижимости составляет 93,2 кв.м. Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно анной выше формуле, выглядит следующим образом: 93,5 кв. м. х 0,091 м3/год /12 мес. х 598,16 руб./м3 = 422 руб. 76 коп. 422 руб. 76 коп. - размер платы за услугу по обращению с ТКО; 93,2 кв.м. - общая площадь жилого помещения; 0,091 м3/год- норматив накопления твердых коммунальных отходов; 598,16 руб./м3 - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; 12 - количество месяцев в году.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для Потребителя составляет: 422 руб. 76 коп. Расчет суммы задолженности: 422 руб. 76 коп. (сумма в месяц) X 23 (количество месяцев за период с 01.01.2019 г. по 30.11.2020г.) = 9 723 (Девять тысяч семьсот двадцать три) руб. 48 коп. (общая сумма задолженности).
На основании изложенного, начисление платы за предоставленные услуги по обращению с ТКО производится правомерно и не противоречит действующим нормативным правовым актам.
Доводы ответчика о том, что в адрес суда первой инстанции не представлены акты сверки взаимных расчетов, несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ), ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлений услуг по обращению ТКО утверждена Правилами №.
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил №, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г.
Кроме того, информация о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области была опубликована в газете «Волжская коммуна», выпуск № (№) от 25.12.2018 г.
Согласно ч. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Указанным договором не предусмотрено составление, а также последующее подписание сторонами актов выполненных работ.
В соответствии с разделом VI формы типового договора на оказание услуг по обращению ТКО, утвержденной Правилами №, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, составленный в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрено требование обязательного составления и подписания акта выполненных работ сторонами договора, в том числе при оказании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор в соответствии с действующим законодательством, не обязан предоставлять потребителям акты выполненных работ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела и по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств.
Обоснованность решения мирового судьи о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, а также расходов по оплате государственной пошлины полностью подтверждается материалами гражданского дела. Расчет задолженности является верным и ответчиком опровергнут не был.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, а его выводы полностью соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены находящимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушений норм материального права и норм процессуального права допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд
Определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 40 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области от 27.12.2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бережковой Елены Юрьевны без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение 3 месяцев через мирового судью судебного участка № 40 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области.
Председательствующий: Е.В. Бобылева