РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Красноярск 05 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.
при секретаре Болотненко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щербининой Ю.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Щербинина Ю.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Красноярска, в котором просит обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением - 12.04.2017 г.; взыскать с УПФР в Ленинском районе г. Красноярска в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Требования мотивированы тем, что 12 апреля 2017г. в установленном законом порядке с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости истец обратился в УПФР в Ленинском районе г. Красноярска. Основанием подачи такого заявления стал пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (работа во вредных условиях труда) и ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Для подтверждения оснований назначения пенсии досрочно истцом предоставлены: копия паспорта, копия трудовой книжки, копия СНИЛС, архивные справки, копия документа об образовании, две копии свидетельства о рождении детей. Ответчиком в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано устно в июле 2017 года по причине отсутствия требуемого специального стажа (необходимо 20 лет, а не 17,8). С указанным решением истец не согласен. Истец проработала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 17 лет 8 месяцев (г. Братск Иркутской области), на работе с вредными и опасными условиями труда 12 лет (деревообрабатывающий комбинат). Статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплена обязанность государства предоставить трудовую пенсию женщине по старости ранее достижения пенсионного возраста при наличии 3 условий: достижения 45 лет, работа с вредными условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев и наличие страхового стажа не менее 15 лет. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 ФЗ № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих, цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 ФЗ № 400-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы. Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 предусмотрена должность сборщика (позиция 2230600А-18116). Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере 100 000 руб.
Истец Щербинина Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще и своевременно, доверила защиту своих интересов своему представителю.
Представитель истца Варламов А.А., полномочия проверены, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Красноярска Селиванова Н.Н., полномочия проверены, в судебном заедании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, мотивированном следующим. Щербинина Ю.В. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Красноярска с заявлением от 12.04.2017г. на консультацию по проведению заблаговременной работы и подготовки документов для назначения пенсии. В силу ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях» обращение за назначением пенсии носит заявительный характер. При этом полномочия по принятию заявления о назначении пенсии, а также решения о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии в соответствии с законом возложены на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для признания права на назначение пенсии гражданина, который не обращался с соответствующим заявлением в пенсионный орган. Решение об отказе истцу в назначении такой пенсии ответчиком не принималось, истцу не выдавалось. Оценка пенсионных прав гражданина может производиться судом только в рамках проверки законности и обоснованности принятого решения уполномоченного органа при возникновении между сторонами спора о праве, что в настоящем деле отсутствует.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии истца на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии (п. 1 в ред. ФЗ № 213 от 24.07.2009 года)
Согласно ч.ч.1-2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как видно из материалов дела 12.04.2017г. Щербинина Ю.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением на консультацию по проведению заблаговременной работы и подготовки документов для назначения пенсии (л.д.14). С заявлением о назначении пенсии истец в пенсионный орган не обращалась, какое-либо решение по данному вопросу ответчиком не принималось.
Таким образом, истцом не соблюден установленный действующим законодательством порядок обращения за назначением пенсии, при этом, поскольку пенсионным органом вопрос о назначении пенсии не рассматривался, какое-либо решение по данному вопросу не принималось, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что исковые требования Щербининой Ю.В. о возложении обязанности на ответчика назначить трудовую пенсию досрочно не подлежат удовлетворению, в удовлетворении вытекающих из них требований о взыскании компенсации морального вреда также надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Щербининой Ю.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья И.Ю. Волгаева