ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2018 г. г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко И.А.,
при секретаре Буриловой А.Н.,
с участием:
помощника прокурора г. Томска Прашко Л.И.,
представителя административного ответчика администрации г. Томска, заинтересованного лица муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска Виденко М.А., действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по иску прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска по организации водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка, возложении обязанности организовать водоотведение,
установил:
Прокурор г. Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска о признании незаконным бездействия по организации водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка, возложении обязанности организовать водоотведение.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой г. Томска проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что из выпуска ливневой канализации по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32 осуществляется сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка. При этом установлено, что во дворе дома № 28 по пер. Плеханова в г. Томске (между домами № 26а и 28 по пер. Плеханова и домом № 32 по пер. Шумихинский) расположен выпуск сточных вод на рельеф местности, представленный оголовком железобетонной трубы. Указанная железобетонная труба является частью ливневой канализации, расположенной по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32. Ливневая канализация по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32, протяженностью 263 м, кадастровый номер №, находится в собственности муниципального образования «Город Томск» (запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ), в настоящее время находится в оперативном управлении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска (запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ). Сточные воды, сброс которых осуществляется из выпуска ливневой канализации по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32, имеют мутный цвет и характерный хозяйственно-бытовой запах. Отбор проб сточных вод показал наличие в них загрязняющих веществ, превышающих значения нормативов предельно-допустимых концентраций. Постановлением Управления Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска (в настоящее время департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска) привлекалось к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, проведенной в рамках дела об административном правонарушении экспертизой проб сточных вод, сбрасываемых на рельеф местности, а также почвы, подверженной воздействию сточных вод, установлено, что почва во всех точках контроля является токсичной, сделан вывод о том, что возможной причиной загрязнения почвы в указанном районе является сброс сточных вод. До настоящего времени разрешительная документация, необходимая для сброса сточных вод, у департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска отсутствует. Прокуратурой г. Томска в связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Мэру г. Томска вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего времени надлежащие меры по организации водоотведения, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод из выпуска ливневой канализации на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка не приняты. В результате проверки, проведенной прокуратурой г. Томска ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32 продолжается до настоящего времени. Отведение сточных вод на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на соответствующей территории, увеличения вредного воздействия среды обитания на человека, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска (л.д. 123).
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация г. Томска (л.д. 128).
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ административного истца прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от иска к департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска о признании незаконным бездействия по организации водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка, возложении обязанности организовать водоотведение, производство по делу в части требований к административному ответчику департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Томска Прашко Л.И. в порядке ст.46 КАС РФ уточнила требования административного иска, о чем представлено письменное заявление, в соответствии с которым административный истец просит признать незаконным бездействие администрации г. Томска по организации водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка. Обязать администрацию г. Томска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, исключающее сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка.
Представитель административного ответчика администрации г. Томска, заинтересованного лица муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска Виденко М.А. возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Суть возражений административного ответчика сводится к следующему. Постановлением администрации г. Томска от 30.09.2014 № 987 утверждена муниципальная программа «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на 2015-2025 годы», которой в части организации отвода сточных вод предусмотрено развитие объектов ливневой канализации, в том числе: разработка генеральной схемы ливневой канализации Города Томска; ликвидация несанкционированных врезок в ливневую канализацию; реконструкция сетей ливневой канализации; строительство объектов ливневой канализации. В муниципальную программу в раздел строительство (реконструкции) сетей ливневой канализации включено строительство ливневой канализации по пер. Юрточному, 8. Письмом заместителя Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратуре г. Томска сообщается о необходимости принятия тех или иных решений по устранению выявленных нарушений после получения от специализированной организации результатов технического обследования существующей системы ливневой канализации, итогов инвентаризации системы и расчетов существующего и перспективного балансов водоотведения с учетом утвержденного варианта развития системы ливневой канализации. Также сообщается о заключенном муниципальном контракте, предметом которого выступает проведение инвентаризации системы ливневой канализации, разработка генеральной схемы ливневой канализации муниципального образования «Город Томск». Письмом заместителя Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратуре г. Томска также сообщается о необходимости выполнения мероприятий по ликвидации сброса сточных вод после завершения мероприятий по разработке генеральной схемы ливневой канализации (срок разработки, установленный вышеназванным контрактом – 4 кв. 2018 года). Сообщается о продолжении принятия необходимых мер в январе 2019 года. При данном положении дел незаконное бездействие административного ответчика отсутствует, поскольку последним организованы мероприятия, в результате реализации которых в установленный программой и контрактом срок, существующая ливневая канализация по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32, будет приведена в нормативное состояние. Кроме того, между поступлением в ливневую канализацию и сбросом на рельеф местности сточных фекально-бытовых вод из данной канализации не усматривается причинно-следственная связь с каким либо бездействием администрации г. Томска или ее органов, поскольку факт поступления фекально-бытовых стоков связан с действиями лиц, осуществившими незаконное присоединение к системе, не предназначенной для приема таких стоков, а также непосредственно осуществляющими сброс сточных вод в ливневую систему канализации.
Заслушав помощника прокурора г. Томска, представителя администрации г. Томска, заинтересованного лица муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска, исследовав материалы дела, суд находи иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании незаконного бездействия подано в суд 03.10.2018. Так как оспариваемое бездействие является длящимся и имеет место, по мнению административного истца, в том числе, на момент обращения в суд, административным истцом срок на подачу административного иска не пропущен.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации вех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Статья 8 указанного Закона предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории в случаях, утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, принятие решений о развитии застроенных.
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена система водоотведения для отведения дренажных, ливневых сточных вод.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 964-пр утвержден свод правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", в соответствии с пунктами 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 которого при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов, зон отдыха и других территориальных систем и отдельных сооружений. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных (раздел 3).
Аналогичные нормы определялись Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года N 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, и применявшимися до 17.06.2017.
Согласно п.4 ст.14, п.4 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения.
Аналогичное положение содержится в пунктах 1.4, 1.8 ч.1 ст.8, пунктов 1.9, 1.18 ч. 1 ст. 40 Устава г.Томска.
Соответственно, организацией и содержанием системы водоотведения, в том числе дренажных и сточных вод муниципального образования «город Томск», в том числе в границах от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка, должно заниматься в силу прямого указания в законе муниципальное образование «Город Томск». От имени муниципального образования «Город Томск» полномочия, обязанности и функции осуществляют его органы в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.2 ст.125 ГК РФ).
Как следует из п.1.9 ст.40 Устава г.Томска полномочия по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом возложены на администрацию г.Томска.
К объектам инженерной инфраструктуры согласно п.10. СНиП 11-04-2003 относятся, в том числе, сети и сооружения водоснабжения, канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, дренажная сеть.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-Ф3) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые е, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Частью 1 статьи 44 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 7-Ф3 нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Из взаимосвязанных положений статей 1, 16 и 23 Федерального закона № 7-Ф3 следует, что законом предусмотрена возможность сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод исключительно в водные объекты при соблюдении нормативов допустимых сбросом. При этом в силу вышеуказанных норм возможность сбросов сточных вод на рельеф законодательством не предусмотрена (независимо от характера указанных сточных вод).
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления собственника дома по <адрес> Б. о подтоплении его жилого дома, прокуратурой г. Томска с участием Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что во дворе дома № 28 по пер. Плеханова в г. Томске (между домами № 26а и 28 по пер. Плеханова и домом 32 по пер. Шумихинский) расположен выпуск сточных вод на рельеф местности, представленный оголовком железобетонной трубы. Указанная железобетонная труба является частью ливневой канализации, расположенной по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32.
Ливневая канализация по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внугриквартально, до пер. Шумихинский, 32, протяженностью 263 м., кадастровый номер №, находится в собственности муниципального образования «Город Томск» (запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 54, 67).
На основании постановления администрации Города Томска от 27.11.2014 № 1242 «О передаче объектов инженерной инфраструктуры в оперативное управление управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска» указанная ливневая канализация передана в оперативное управление управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска (л.д. 68).
Решением Думы Города Томска от 05.12.2017 № 690 «Об изменении структуры (перечня органом) администрации Города Томска и внесении изменений в отдельные решения Думы города Томска» управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска переименовано в департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска.
В настоящее время ливневая канализация, расположенная по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32, принадлежит на праве оперативного управления департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска (запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из вышеуказанного выпуска ливневой канализации осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности. Далее поверхностным стоком воды проходят вдоль домов № 19, 25 и 24 по пер. Юрточный в г. Томске. Затем после дома № 24 по пер. Юрточный н г. Томске сточные воды заключены в заглубленную металлическую трубу, уложенную хозяйственным способом под земельным участком по ул. Рузского, 3 (кадастровый номер №). В районе дома № 17 по пер. Орловский сточные воды вновь выходят па поверхность и протекают между домами № 19 и 21 по ул. Алтайская, затем через металлическую водопропускную трубу под ул. Алтайская поступают в реку Ушайка. Указанные сточные моды имеют мутный цвет и характерный хозяйственно-бытовой запах.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-44), сведениями из ЕГРН и не отрицались представителем ответчика.
В ходе указанной проверки произведён отбор проб сточной воды:
1) из сброса сточных вод в р. Ушайку напротив дома по ул. Алтайская, 21 в г. Томске;
2) из сброса сточных вод на рельеф местности с последующим поступлением в р. Ушайку напротив дома по пер. Юрточный, 24 в г. Томске;
3) из сброса сточных вод на рельеф местности с последующим поступлением в р. Ушайку между домами по пер. Плеханова, 26а и 28 в г. Томске.
Согласно заключению ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» о результатах исследования проб от ДД.ММ.ГГГГ № в вышеуказанных пробах сточной воды обнаружены следующие загрязняющие вещества и определены характеристики: сухой остаток, взвешенные вещества, сульфат-ионы, водородный показатель, аммоний-ионы, нитрат-ионы, нитрит-ионы, хлорид-ионы, фосфат-ионы, ХПК (химическое потребление кислорода), БПК5 (биохимическое потребление кислорода), железо (общее) растворенное, нефтепродукты, АПАВ (анионные поверхностно-активные вещества), фенолы летучие (в пересчете на фенол); пробы имеют очень сильный сточный запах интенсивностью 5 баллон (по 5 бальной шкале) и оказывают острое токсическое действие (кроме пробы из сброса сточных вод в р. Ушайку напротив дома по ул. Алтайская, 21 в г. Томске) (л.д. 45-49).
Концентрации обнаруженных загрязняющих веществ, значения определенных характеристик ХПК и БПК5, сточный характер и интенсивность запаха проб свидетельствуют о хозяйственно-фекальном загрязнении проб, характерном для неочищенных сточных вод и превышают значения нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ (л.д. 79-92).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор сточной воды, сбрасываемой на рельеф местности, а также почвы, подверженной воздействию сточных вод в районе пер. Шумихинский и ул. Плеханова, 26а, 28, пер. IОрточный, 24 и ул. Алтайская, 19а, 21. Также произведен отбор проб почвы, не подверженной воздействию сточных вод (фоновая проба).
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ экспертами произведен сравнительный анализ результатов аналитического исследования проб почвы подвергшейся воздействию, с фоновой пробой, при этом содержание химических веществ в почве в контрольных точках превышает фоновое: по азоту аммонийному (г. Томск, в районе пер. Шумихинский и ул. Плеханова, 26а, 28); во всех точках отбора по анионным поверхностно активным веществам (АПАВ), по нефтепродуктам, по сульфат-иону (водная вытяжка), по фенолу, по фосфат иону (кислоторастворимые формы), по хлорид-иону (водная вытяжка).
Данные токсикологических исследований, представленные в протоколах результатов испытаний (измерений), показали, что почва во всех точках контроля является токсичной.
При этом в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод, что сброс сточных вод является возможной причиной загрязнения почвы в районе пер. Шумихинский, 32, во дворе по пер. Плеханова, 28, и в районе пер. Юрточный вдоль домов № 19, 24, 25, а также между домами 19 и 21 по ул. Алтайская.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Мэру Города Томска прокурором г. Томска вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 56-58).
Отвечая прокурору г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ мэр г.Томска указал, что доводы, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ обоснованы и признаны (л.д. 59-60). Для устранения нарушений законодательства администрацией г. Томска запланированы следующие мероприятия:
1) обследование участка выпуска ливневой канализации с целью определения оценки работоспособности и технического состояния всех его элементов для дальнейшего принятия решения по приведению его в нормативное состояние и оценки необходимых финансовых средств на эти цели;
2) передача объекта ливневой канализации в оперативное управление управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта;
3) включение в муниципальную программу «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации г. Томска от 30.09.2014 № 987, мероприятий по устройству трубопровода вдоль пер. Юрточного, до выпуска в р. Ушайка, с устройством очистных сооружений и с ликвидацией несанкционированных врезок хозяйственно-бытовой канализации. Органом, ответственным за проектирование и строительство участка трубопровода, является департамент капитального строительства администрации г. Томска. Работы по устройству трубопровода будут проводиться в два этапа: разработка проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ. На каждый из данных этапов необходимо большое количество временных и денежных ресурсов. Учитывая вышеизложенное, работы по устройству трубопровода вдоль пер. Ютрочного до выпуска в р. Ушайка, с устройством очистных сооружений и с ликвидацией несанкционированных врезок хозяйственно-бытовой канализации будут выполняться при условии достаточного бюджетного финансирования;
4) оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
5) разработка проекта нормативов допустимых сбросов в рамках соблюдения требований установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с приказом Минприроды от 09.01.2013 № 2 «об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты», а также при условии соблюдения постановления Правительства РФ о 10.04.2013 № 317 «Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади»;
6) получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в Управлении Росприроднадзора по Томской области.
Как установлено в судебном заседании в течение одного года со дня вынесения представления прокурором г. Томска администрацией г. Томска ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ФГБОУ ВО ... на оказание слуг по разработке генеральной схемы ливневой канализации муниципального образования г. Томск, проведение инвентаризации системы ливневой канализации, что не отрицалось представителем административного ответчика и подтверждается ответами администрации г. Томска на обращение прокурора г. Томска (л.д. 63-64, 65-66). Иных мер принято не было.
В результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ, и в период рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города проверки установлено, что сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка продолжается до настоящего времени. Сточные воды имеют мутный цвет и характерный хозяйственно-бытовой запах.
В период рассмотрения настоящего дела в суде администрацией г. Томска ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области направлено обращение о выявлении лиц, осуществивших самовольное подключение к сетям ливневой канализации по адресу: Томская область, г. Томск, от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально, до пер. Шумихинский, 32 и привлечению виновных лиц к административной ответственности.
Анализ исследованных судом доказательств, приводит суд к выводу, что обязанность по организации и обеспечению функционирования системы приема и отведения сточных вод в границах г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка. в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, законодательства о санитарном - эпидемиологическом благополучии населения, возложена на администрацию г. Томска. Данная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
Суд не принимает доводы административного ответчика, об отсутствии незаконного бездействия в деятельности администрации Города Томска.
Заключение муниципального контракта с ФГБОУ ВО ... на оказание слуг по разработке генеральной схемы ливневой канализации муниципального образования г. Томск, проведение инвентаризации системы ливневой канализации, ответы на обращение прокурора г. Томска, подтверждающие об осведомленности администрации г. Томска о наличии нарушений, не свидетельствует о совершении администрацией Города результативных действий.
При этом суд отмечает, что действия по выявлению лиц, незаконно подключившихся к сетям ливневой канализации, администрацией г. Томска начали выполняться лишь в период рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, суд приходит к выводу о допущенном администрации г. Томска незаконном бездействии.
В силу ч.2 ст. 187 КАС РФ при принятии решения суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из целей и задач, на разрешение которых должны быть направлены действия по организации и обеспечению водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, актуальности данного вопроса, непрерывного причинения вреда неопределенному кругу лиц, а также учитывая временные интервалы, необходимые для организации данного процесса, суд считает достаточным и разумным для принятия мер по ликвидации условий и причин, вызвавших допущенные нарушения установить срок не превышающий один год со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч.2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым в целях устранения незаконного бездействия возложить на администрацию г.Томска обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, исключающее сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка.
Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска по организации водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка, возложении обязанности организовать водоотведение, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Томска по организации водоотведения, исключающего сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка.
Обязать администрацию города Томска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение, исключающее сброс сточных вод из выпуска ливневой канализации, расположенной по адресу г. Томск от дома ул. Никитина, 17 внутриквартально до пер. Шумихинский, 32, на рельеф местности с последующим поступлением в реку Ушайка.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья:
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.