2-689/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 сентября 2011 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Колегова П.В., при секретаре Браун Н.В., рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Первушкина О.И. к к Главному Управлению внутренних дел по Красноярскому краю и Управлению МВД РФ по г.Железногорску Красноярского края о взыскании выплат при увольнении, денежной компенсации за задержку выплат при увольнении; о перерасчете выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, компенсации морального вреда, -
Установил:
Первушкин О.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, занимал должность <данные изъяты>. Приказом начальника ГУВД по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № он был уволен со службы по п. «б» ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" - по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел РФ, с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в день увольнения расчет с ним произведен не был, Первушкин О.И. обратился в суд и просил взыскать с ответчиков Главного Управления внутренних дел по Красноярскому краю и Управления МВД РФ по г.Железногорску Красноярского краяв порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплат при увольнении в размере ... руб..
Кроме того, просил взыскать с ответчиков:
- денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. (... руб. на него и по ... руб. на жену и несовершеннолетнюю дочь), поскольку считает, что данная компенсация должна была быть ему выплачена при увольнении, и, в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты при увольнении денежной компенсации за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб..;
- денежную компенсацию за неиспользованный в году увольнения отпуск, недоплаченную в связи с неправильным расчетом, в размере ... руб.. и в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты при увольнении недоплаченной денежной компенсации за неиспользованный в году увольнения отпуск в размере ... руб..
Также просил возложить обязанность на ответчиков – осуществить перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и засчитать в данную выслугу периоды его службы:
- военной службы в Вооруженный Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в соответствии с п.4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 года № 43, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - <данные изъяты>; - службы в органах внутренних дел в качестве сотрудника, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, а всего на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, и взыскать с ответчиков денежное довольствие – сумму процентной надбавки за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб..
В дальнейшем, в связи с выплатой ему части указанных в первоначальном исковом заявлении сумм, истец неоднократно уточнял исковые требования и просит (последнее уточнение иска от ДД.ММ.ГГГГ):
- взыскать с ответчиков, в солидарном порядке, денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб. (... руб. на него и по ... руб. на жену и несовершеннолетнюю дочь) и в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты при увольнении денежной компенсации за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере ... руб..;
- взыскать с ответчиков, в солидарном порядке, недоплаченную денежную компенсацию за неиспользованный в году увольнения отпуск в размере ... руб.. и в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты при увольнении недоплаченной денежной компенсации за неиспользованный в году увольнения отпуск, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере ... руб.;
- обязать ответчиков – осуществить перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и засчитать в данную выслугу периоды его службы: период военной службы в Вооруженный Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в соответствии с п.4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки, утвержденного постановлением Правительства РФ от23.01.2003 года №43, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - <данные изъяты>; - период службы в органах внутренних дел в качестве сотрудника, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, а всего на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>;
- признать незаконным и отменить приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающий ему выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет;
- обязать ответчиков принять решение об установлении измененного размера выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, внести в послужной список соответствующие изменения;
- взыскать с ответчиков, в солидарном порядке, денежное довольствие – сумму процентной надбавки за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб.. и в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты денежного довольствия – процентной надбавки за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб..;
- взыскать с ответчиков, в солидарном порядке, денежную компенсацию морального вреда в размере ... руб..
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что: - денежная компенсация за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ должна была быть выплачена ему при увольнении; - расчет компенсации за неиспользованный отпуск при его увольнении должен быть рассчитан в соответствии со ст. 139 ТК РФ; - в выслугу лет для назначения надбавки за выслугу лет,срок его воинской службы в Вооруженных силах СССР должен был быть включен из расчета один день военной службы за два дня работы, а не за один день работы.
В судебное заседание истец Первушкин О.И. не явился, адресовал суду заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, доверил представлять свои интересы Первушкиной И.Е.
В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности Первушкина И.Е., поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить иск в полном размере.
В судебном заседании представители ответчиков, действующие по доверенности, соответственно, ГУ МВД России по Красноярскому краю (далее ГУ МВД) – Власова Е.Л. и Управления МВД РФ по г.Железногорску Красноярского края (далее УМВД РФ по г.Железногорску) – Дубровина И.В., возражали против удовлетворения иска Первушкина О.И., полагая его требования необоснованными, поскольку оснований для выплаты истцу при увольнении денежной компенсации за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ и каких-либо сумм денежной компенсации за неиспользованный в году увольнения отпуск в размере определенном истцом, а также для пересчета выслуги лет для назначения процентной надбавки, не имеется, а нормы Трудового кодекса РФ при регулировании спорных правоотношений применены быть не могут, поскольку эти правоотношения регулируются специальным законодательством.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Служба сотрудников органов внутренних дел, в период прохождения службы Первушкиным О.И., регулировалась Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, специальными нормативными актами - Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции"( утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ) и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года (далее - Положение), нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и индивидуальным контрактом о службе в органах внутренних дел.
В Постановлении от 06 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца второго части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции", до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции".
Таким образом, единое нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел (в том числе милиции), прохождения в них службы, а также прав и обязанностей их сотрудников осуществляется Законом Российской Федерации "О милиции" и Положением.
Рассматривая исковые требования Первушкина О.И. о взыскании с ответчиков денежной компенсации за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ и за задержку выплаты данной денежной компенсации, суд приходит к следующему.
Предоставление социальных льгот (санаторно-курортное лечение, дополнительные ежегодные отпуска и т.д.) регулируется Законом Российской Федерации "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Частью 12 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрена выплата сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей ежегодной денежной компенсации в размере 600 рублей на самого сотрудника и по 300 рублей на супруга и каждого его несовершеннолетнего ребенка.
Согласно абз. 4 п. 16.7 Приказа МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" выплата денежной компенсации производится в размере, установленном на день убытия сотрудника в основной отпуск, на основании отпускного удостоверения независимо от того, приобретена путевка или нет.
В соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-I за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911 утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила). Пунктом 4 Правил установлено, что денежная компенсация к отдыху, предусмотренная в абзаце втором статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1, выплачивается один раз в год сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), в размере 600 рублей на самого сотрудника и 300 рублей на супругу(а) и на каждого проживающего совместно с ним его несовершеннолетнего ребенка.
Выплата указанной денежной компенсации сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется по месту получения ими пенсии.
За весь срок службы в органах внутренних дел истцу (вплоть до ДД.ММ.ГГГГ включительно) ежегодно выплачивалась компенсация на санаторно-курортное лечение и задолженности по выплате истцу компенсации за санаторно-курортное лечение в период по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, - данные обстоятельства истцом не оспариваются и подтверждаются стороной ответчика.
Согласно справки УМВД РФ по ЗАТО г.Железногорск Красноярского края <данные изъяты> Первушкину О.И. при увольнении из ОВД по г.Железногорску с ДД.ММ.ГГГГ компенсация за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ на него и членов его семьи не начислялась и не выплачивалась.
Истец считает, что компенсация за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ должна была быть выплачена ему при увольнении ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку истец в ДД.ММ.ГГГГ отпуск не убывал, отпускное удостоверение ему не оформлялось, то оснований для выплаты ему денежной компенсации за санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, при увольнении, у ответчика не имелось.
Оценивая доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что с момента увольнения Первушкина О.И. со службы в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ, на него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел, а не те меры социальной поддержки, которые установлены ст. 54 указанного Положения для действующих сотрудников.
Первушкин О.И. является пенсионером органов внутренних дел Российской Федерации с выслугой более <данные изъяты> лет, поэтому имеет право на получение указанной денежной компенсации в размере ... руб. на самого сотрудника и ... руб. на супругу(а) и на каждого проживающего совместно с ним его несовершеннолетнего ребенка, которая осуществляется по месту получения им пенсии.
Рассматривая исковые требования Первушкина О.И. о взыскании с ответчиков недоплаченной денежной компенсации за неиспользованный в году увольнения отпуск и денежной компенсации за задержку выплаты данной компенсации, суд приходит к следующему.
Доводы истца о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Трудового кодекса РФ, суд считает несостоятельными. Разрешая требования, суд руководствуется Законом "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел. При этом суд учитывает, что законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса РФ по аналогии.
Социальные гарантии сотрудникам, увольняемым со службы из органов внутренних дел, определены Положением о службе в органах внутренних дели Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941, которыми не предусмотрена выплата увольняемому сотруднику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
В соответствии со ст. 64 Положения, сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 предусмотрена выплата при увольнении со службы единовременного пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров.
Во исполнение требований приведенных нормативных актов ответчиком УМВД РФ по г.Железногорску Красноярского края произведена выплата истцу единовременного пособия в размере <данные изъяты> должностных окладов – ... руб..
Таким образом, истец реализовал свое право на получение указанной социальной гарантии при увольнении со службы.
Согласно ст. 45 Постановления ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск.
В ст. 46 данного Постановления предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 настоящего Положения, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, свое желание уволиться Первушкин О.И. не связывал с реализацией права на очередной ежегодный отпуск, заявлений о предоставлении ему отпуска истец ответчикам не подавал, приказов о предоставлении Первушкину О.И. очередного отпуска в связи с его увольнением не издавалось, поэтому истец мог быть уволен без использования отпуска. Это обстоятельство не оспаривается сторонами в ходе судебного разбирательства.
В связи с изданием приказа об увольнении Первушкина О.И. от ДД.ММ.ГГГГ ему была выплачена компенсация за <данные изъяты> дней неиспользованного отпуска (замена отпуска денежной компенсацией в данном случае была возможна только с согласия истца).
В соответствии с п. 155 Приказа МВД РФ от 14.12.2009года № 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" денежная компенсация за отпуска, не использованные в году увольнения, выплачивается сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 Положения о службе, за очередной ежегодный отпуск - в полном объеме, за остальные виды отпусков - пропорционально времени службы в году увольнения из расчета 1/12 часть отпуска за каждый полный месяц службы; по другим основаниям, - за все виды отпусков, пропорционально времени службы в году увольнения из расчета 1/12 часть отпуска за каждый полный месяц службы.
Поскольку Первушкин О.И. уволен ДД.ММ.ГГГГ, то есть не отработал ни одного полного месяца службы в ДД.ММ.ГГГГ, ему должна быть выплачена только денежная компенсация за очередной ежегодный отпуск, не использованный в году увольнения (ДД.ММ.ГГГГ), оплата за дополнительный отпуск за службу в ДД.ММ.ГГГГ истцу не предусмотрена законом.
Согласно п. 156 приведенного Приказа № 960 исчисление денежной компенсации за неиспользованные отпуска увольняемым сотрудникам производится исходя из денежного довольствия на день увольнения.
Согласно п. 2 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденному приказом МВД РФ от 14 декабря 2009 года № 960, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных средств - министром внутренних дел РФ.
Из представленной стороной ответчика справки о размерах выплаты при увольнении майору милиции Первушкину О.И., содержащей расчет компенсации за неиспользованный отпуск, усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ данная компенсация за неиспользованный отпуск за <данные изъяты> календарных дней составила ... руб. из составляющих:
- оклад по должности – ... руб..;
- оклад по званию – ... руб..;
- надбавка за выслугу лет (55%) – ... руб..;
- ежемесячное денежное поощрение – ... руб..;
- надбавка по ОРД – ... руб..;
- надбавка за сложность - ... руб..;
- надбавка за секретность - ... руб..;
- районная надбавка – ... руб..;
- северная надбавка – ... руб..
Пояснениями сторон, представленными платежными документами, подтверждено получение данной суммы истцом, математический расчет и размер составляющих расчета истцом не оспаривается.
Истец считает, что расчет компенсации за неиспользованный отпуск при его увольнении должен быть рассчитан в соответствии со ст. 139 ТК РФ, поскольку полагает, что данный вопрос не урегулирован специальным законодательством. При этом, в исковом заявлении привел расчет в соответствии с указанной нормой и считает, что исходя из средней дневной суммы денежного содержания (среднего дневного заработка) ... руб.., ответчик должен был ему выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск в размере ... руб.., а выплатил только ... руб. Поэтому просит взыскать с ответчика, не доплаченную, по его мнению, сумму компенсации за неиспользованный отпуск, в размере ... руб.. Кроме того, просит взыскать с ответчика за задержку выплаты указанной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере ... руб..
Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации установлено Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и указанным выше Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2010 N 16404), согласно которых денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел состоит из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Размер денежной компенсации за отпуска, не использованные в году увольнения, выплачивается сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 Положения о службе, за очередной ежегодный отпуск - в полном объеме, исчисление денежной компенсации за неиспользованные отпуска увольняемым сотрудникам производится исходя из денежного довольствия на день увольнения, а не средним заработком, как это установлено в ст. 139 ТК РФ.
Таким образом, правоотношения связанные с компенсацией при увольнении сотрудников милиции, в том числе в связи с достижением предельного возраста, регулируются специальным нормативным актом, а ст. 139 ТК РФ, к таким отношениям не применима.
Первушкин О.И. как сотрудник милиции, уволенный по достижении предельного возраста, в данном случае имеет право на получение денежной компенсации за отпуск, не использованный в году увольнения, исчисленный исходя из денежного довольствия на день увольнения (ДД.ММ.ГГГГ), и не имеет право на получение данной компенсации из расчета, с использованием среднего заработка.
Денежная компенсация за отпуск, не использованный в году увольнения, рассчитанная исходя из денежного довольствия на день увольнения в полном соответствии с действующим законодательством, Первушкиным О.И. получена в полном объеме в размере ... руб.., оснований рассчитывать (пересчитывать) данную компенсацию из расчета среднего заработка, не имеется.
Рассматривая исковые требования Первушкина О.И.: - о признании незаконным и подлежащем отмене приказа УВД от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливающего ему выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет; - о возложении обязанности на ответчиков – осуществить перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и засчитать в данную выслугу периоды его службы: период военной службы в Вооруженный Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, - об обязании ответчиков принять решение об установлении измененного размера выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, внести в послужной список соответствующие изменения и взыскания с ответчиков денежного довольствия – сумму процентной надбавки за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб..и в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты денежного довольствия, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
С учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, регулируются специальным федеральным законом - Законом РФ "О милиции" - и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ (далее Положение), которое основано на нормах указанного Закона и конкретизирует его.
Особый характер службы в ОВД не исключает установления для сотрудников ОВД объема гарантий, отличающихся от установленных трудовым законодательством. Законодательство РФ о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года № 43 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерацииежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания (далее именуется - надбавка) в следующих размерах при выслуге:от полугода до 1 года - 5 процентов;от 1 года до 2 лет - 10 процентов;от 2 до 5 лет - 25 процентов;от 5 до 10 лет - 40 процентов;от 10 до 15 лет - 45 процентов;от 15 до 20 лет - 50 процентов;от 20 до 22 лет - 55 процентов;от 22 до 25 лет - 65 процентов;25 лет и более - 70 процентов.
Пункт 2 Положения содержит перечень периодов службы (работы), включаемых в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Так в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам включается время (в числе прочих):
- службы в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников (подпункт «А»);
- военной службы в Вооруженных Силах СССР (подпункт «Ж»).
В соответствии с пунктом 3 Положения сотрудникам, зачисленным на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации до 1 января 1993 г., выслуга лет для назначения надбавки, исчисленная с учетом их работы до зачисления на службу в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не пересчитывается.
Согласно пункта 4 Положения время службы (работы), предусмотренное в пункте 2 настоящего Положения, включается в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении, за исключением времени службы (работы), подлежащего включению в выслугу лет на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно документов Первушкина О.И. - трудовой книжки и военного билета №, выданного Ленинским райвоенкоматом г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжки - Первушкин О.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную Службу в Вооруженных силах СССР, а всего <данные изъяты>, данный период льготным не является.
Согласно приказа по УВД г.Железногорска от ДД.ММ.ГГГГ № майору милиции Первушкину О.И., заместителю начальника отделения милиции, установлена выслуга для назначения процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
По заключению № комиссии УВД г.Железногорска от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Первушкину О.И. засчитаны: служба в ВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и служба в МВД с ДД.ММ.ГГГГ – итого <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Первушкин О.И. проходил службу в органах внутренних дел, данный период должен быть засчитан в выслугу лет.
Согласно приказа начальника ГУВД по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № (об увольнении Первушкина О.И.) выслуга лет Первушкина О.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, для выплаты единовременного пособия <данные изъяты>.
Общий срок выслуги Первушкина О.И. на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет <данные изъяты>, что и было засчитано истцу, в связи с чем ему ежемесячно выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 55%, исходя из выслуги от 20 до 22 лет.
Ссылка истца на то, что исчисление льготной выслуги лет срочной службы в рядах Вороруженных сил СССР должно производится по Федеральному закону от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", несостоятельна, поскольку данный Федеральный закон определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, к категории которых истец не относится.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года № 43 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации" принято в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Правительство Российской Федерации постановило: Министерству внутренних дел Российской Федерации (в числе других министерств и служб) произвести перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам в соответствии с положениями, утвержденными настоящим Постановлением, по состоянию на 1 июля 2002 г.
Первушкину О.И. в полном соответствии с Положением, утвержденным данным Постановлением, произведен расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.
Законных оснований считать, что период прохождения Первушкиным О.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военной службы в Вооруженных силах СССР должен быть рассчитан из расчета один день военной службы за два дня работы, суд не усматривает.
Рассматривая исковые требования Первушкина О.И. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Стороной истца не предоставлено каких-либо доказательств причинения Первушкину О.И. действиями ответчиков каких-либо физических и нравственных страданий.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
В судебном заседании не установлено, что ответчиками были допущены неправомерные бездействия или нарушения трудовых прав истца.
При указанных обстоятельствахоснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения иска Первушкина О.И. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, -
Решил :
В удовлетворении иска Первушкина О.И. к Главному Управлению внутренних дел по Красноярскому краю и Управлению МВД РФ по г.Железногорску Красноярского края о взыскании выплат при увольнении, денежной компенсации за задержку выплат при увольнении; о перерасчете выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения суда – 20 сентября 2011 года путем подачи жалобы через Железногорский городской суд.
Судья Железногорского горсуда Колегов П.В.